Семейный кодекс РФ (СК РФ) с комментариями к статьям

Статья 1. Основные начала семейного законодательства

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.



2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

| Статья 1 | Статья 2>

Научно-практический комментарий:

1. Семейное законодательство представляет собой систему нормативных актов. Кроме прочего системность обеспечивается единством принципов правового регулирования семейных отношений, которые закреплены в комментируемой статье.
Основные начала семейного законодательства, или, что то же самое, принципы семейного права, представляют собой определенные начала, руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений <1>.
--------------------------------
<1> Данное определение принципов семейного права опирается на определение правовых принципов, сформулиро-ванное О.А. Красавчиковым. См.: Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 89 - 90.

Изложение основных начал (принципов) правового регулирования всегда производится в достаточно абстрактной форме, а иным оно и быть не может. Вероятно, по той причине, что юристы привыкли иметь дело с нормами, предписываю-щими определенный вариант поведения, либо запрещающими те или иные действия, либо характеризующимися дозволи-тельной направленностью, т.е. правилами более или менее конкретизированными, к сожалению, нормы, отмеченные высо-кой степенью абстракции, обычно не воспринимаются (иногда игнорируются) теми, кто применяет закон. Но нормы, опре-деляющие принципы правового регулирования семейных отношений, находятся в основании всех прочих семейно-правовых норм. Все нормы семейного законодательства подчинены основным началам, изложенным в комментируемой статье. Их необходимо учитывать при уяснении содержания всех правил, сформулированных в СК РФ, при толковании семейно-правовых норм и применении к семейным отношениям гражданского законодательства, а также при применении семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии и т.д. и т.п.
2. К выявлению системы принципов семейного права и анализу их содержания обращались многие ученые. Так, А.И. Пергамент в 1951 г. называла такие принципы (советского) семейного права, как полное равноправие мужчины и женщины в личных и имущественных правах, возникающих в силу брака и родства; охрана материнства и детства; осуществление родительских прав исключительно в интересах детей; единобрачие <1>.
--------------------------------
<1> См.: Советское гражданское право: В 2 т. / Под ред. С.Н. Братуся. М., 1951. Т. II. С. 366 - 367.

Примерно так же очерчивал принципы семейного права Г.М. Свердлов в 1958 г. Кроме названных им выделялись и такие принципы, как равноправие граждан независимо от национальности и расы; свобода семейного права от влияния ка-ких-либо религиозных правил; всесторонняя охрана родительских прав <1>.
--------------------------------
<1> См.: Свердлов Г.М. Советское семейное право. М., 1958. С. 38 - 45.

В 1982 г. В.Ф. Яковлев называл следующие принципы семейного права: равноправие граждан в семейных отношени-ях; равноправие мужчины и женщины; единобрачие (моногамия); свобода и добровольность при заключении брака; свобо-да расторжения брака под контролем государства; государственная забота о матери, ребенке, всемерная охрана их интере-сов, поощрение материнства; взаимная свобода членов семьи, моральная и материальная поддержка ими друг друга <1>. Г.К. Матвеев в 1985 г. главными началами (принципами) правового регулирования брачно-семейных отношений признавал свободу брака, свободу расторжения брака, только гражданский светский брак, моногамию, равноправие супругов и все-мерную защиту интересов детей <2>.
--------------------------------
<1> См.: Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1982. С. 16 - 20.
<2> См.: Матвеев Г.К. Советское семейное право: Учебник. М., 1985. С. 20 - 22.

Обращение к указанным (и подобным) высказываниям, сделанным в разные периоды истории Государства Российско-го, отличающиеся социально-политической обстановкой, представляется оправданным. Более того, необходимым. Не дело рассматривать основные начала (принципы) российского семейного законодательства и семейное законодательство России в целом в отрыве от того, что было ранее. Наше законодательство освободилось от необходимых в прежние времена идеологических наслоений. Но, как представляется, сегодняшнее семейное законодательство РФ есть результат развития русского, советского, российского семейного права.
3. В качестве своеобразного вступления изложение основных начал семейного законодательства предваряет воспроизведение в несколько модифицированном виде конституционных положений. Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Во-вторых, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В этих случаях о поддержке и защите говорится в самом широком смысле. Имеется в виду комплекс мер экономического (в том числе финансового), организационного, правового характера. Правовые меры находят закрепление в законодательстве различной отраслевой природы (гражданском, трудовом, жилищном, о здравоохранении и т.д.).
4. Среди основных начал семейного законодательства названы:
- необходимость укрепления семьи;
- недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
- обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;
- обеспечение возможности судебной защиты семейных прав;
- добровольность брачного союза мужчины и женщины;
- признание только гражданского светского брака;
- равенство прав супругов в семье;
- приоритет семейного воспитания детей;
- обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
- недопустимость ограничения прав граждан при вступлении в брак, в семейных отношениях по признакам социаль-ной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности <1>.
--------------------------------
<1> К сожалению, форма подачи основных начал семейного законодательства лишена должной четкости. Вероятно, по этой причине в юридической литературе нет единства при решении вопроса о том, какие положения ст. 1 СК РФ являют-ся основными началами, и, соответственно, о количестве таких начал. См., например: Пчелинцева Л.М. Семейное право Рос-сии: Учебник для вузов. М., 1999. С. 20 - 25; Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 2000. С. 26 - 35; Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2004. Т. 3. С. 310 - 315.

5. На первый взгляд к числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость по-строения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1 СК). Кроме того, как одно из основных начал определено разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.
Думается, прав Г.Ф. Шершеневич, указывая: "К семейным правам не должны быть причислены устанавливаемые за-коном права на взаимную любовь, уважение, почтение, потому что это мнимые права, лишенные санкции, - право имеет де-ло только с внешним миром, но не с душевным" <1>. Поэтому вряд ли следует соглашаться с утверждением, будто правовое регулирование семейных отношений "можно построить таким образом, чтобы оно способствовало становлению и сохране-нию между членами семьи взаимной любви и уважения, ответственности перед семьей и стремлению членов семьи осущест-влять взаимопомощь и поддержку друг друга" <2>.
--------------------------------
<1> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 407.
<2> Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 3. С. 311.

Включение в закон рассматриваемых положений, наверное, нельзя оценивать отрицательно. Быть может, следует даже приветствовать. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что "перевести на юридический язык" такие категории, как любовь и уважение (в семье), еще никогда не удавалось и вряд ли когда-нибудь удастся. Так, В.И. Синайский по этому поводу писал: "Естественные и нравственные отношения лишь лежат в основе юридических отношений членов семьи. По-этому при толковании норм семейного права необходимо стремиться придать нормам юридическое значение, а не ограничиваться констатированием их нравственного характера" <1>.
--------------------------------
<1> Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. С. 485.

Невозможно принудить к исполнению в натуре "обязательства" любить и уважать других членов семьи. Невозможно обеспечить данное обязательство санкциями. Невозможно создать (придумать) обязанности (и соответствующие права), исполнение (реализация) которых приведет к цели - взаимной любви и уважению. Практически в данном случае мы имеем дело с призывом, лишенным правового содержания.
Что касается упоминания о взаимопомощи, то и здесь право бессильно. Будучи "вмонтированным" в юридическую материю, требование о необходимости взаимопомощи трансформируется, приобретая форму обязанностей по содержанию одними членами семьи других.
Наконец, словосочетание "ответственность перед семьей всех ее членов" использовано не в юридическом смысле. По-видимому, в данном случае об ответственности говорится с точки зрения социальной. Во-первых, оставаясь на юридических позициях, следует считать, что ответственность наступает при наличии неких противоправных действий. Во-вторых, при-влечение к ответственности предполагает применение санкций. В-третьих, сколько бы ни говорилось в науке о том, что се-мья является субъектом права или о необходимости признания семьи субъектом права <1>, закон не считает семью участни-цей правовых отношений. Регулируются отношения, складывающиеся между членами семьи (см. также комментарий к ст. 2 СК), и т.д.
--------------------------------
<1> См., например: Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства. Свердловск, 1981. С. 18 - 19.

Среди принципов семейного права в п. 3 комментируемой статьи упоминается указание о разрешении внутрисемей-ных вопросов по взаимному согласию. Представляется, что это тоже только пожелание. По-видимому, следует констатиро-вать, что речь идет об идеале, к которому надо стремиться, понимая его недостижимость. А с точки зрения правовой обеспе-чить торжество "взаимного согласия" попросту невозможно. Конечно, можно вменить в обязанность всех членов семьи ре-шение определенного рода вопросов (и дать их перечень) только "единогласием". Но, во-первых, не будет ли это произволь-ным вмешательством в "семейные дела"? Не противоречит ли это сути семейных отношений? Не приведет ли это к тому, что ряд решений попросту невозможно будет принять из-за разногласий между членами семьи или нежелания кого-либо из ее членов участвовать в принятии решения? Во-вторых, право не обладает и не может обладать средствами, которые могли бы обеспечить реализацию такого рода норм.
6. На укрепление семьи направлено очень большое количество норм семейного законодательства. Даже регламента-ция отношений, предшествующих заключению брака, кроме прочего имеет цель способствовать укреплению будущей семьи (ст. ст. 11 - 15 СК). При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на растор-жение брака суд вправе принять меры по примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супру-гам срок для примирения (п. 2 ст. 22 СК). Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны (п. 1 ст. 22 СК). Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (п. 3 ст. 29 СК). Родители могут быть лишены родительских прав лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в законе, и в порядке, установленном законом (ст. ст. 69, 70 СК), и т.д. и т.п.
Следует заметить, что укреплению семьи призваны способствовать и нормы иных отраслей законодательства (напри-мер, жилищного законодательства).
7. Недопустимо произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи. Это означает, что члены семьи свободны в при-нятии каких бы то ни было решений, затрагивающих интересы семьи. Никто не вправе диктовать членам семьи или осуще-ствлять вмешательство в дела семьи иным образом (например, родители одного из супругов, оказывая семье материальную поддержку, пытаются навязать нравящийся им образ жизни).
Вместе с тем, рассматривая содержание данного принципа, важно обратить внимание на то, что недопустимо только произвольное вмешательство. В ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касает-ся и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства (п. 3 ст. 56 СК).
Допущение законом случаев вмешательства в дела семьи продиктовано стремлением обеспечить интересы "слабого" участника семейных отношений (например, несовершеннолетнего гражданина) или не допустить отступлений от основных положений государственной семейной политики и т.п.
8. Право в целом (в том числе семейное) должно стремиться к обеспечению возможности беспрепятственного осуще-ствления субъективных прав. В соответствующей части комментируемой статьи, по сути, воспроизводится общеправовой принцип. Его торжество есть свидетельство торжества права. Для его достижения правовые нормы предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных прав, в том числе устанавливают порядок реализации права, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к ис-полнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям права, и т.д.
9. Права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных СК РФ, - государственными органами или органами опеки и по-печительства (см. ст. 8 СК и комментарий к ней). Действия государственных органов и органов опеки и попечительства мо-гут быть обжалованы в суде.
10. Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины (п. 1 ст. 12 СК). Понуж-дение к вступлению в брак недопустимо. И не важно, от кого исходит давление и исходя из каких соображений, оказывается ли оно на одного или на обоих субъектов, в какую форму облечено понуждение (угроза, насилие и пр.) и т.д. В любом случае согласие на вступление в брак должно быть добровольным. При нарушении этого требования брак признается недействительным (ст. 27 СК).
11. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК). Таким образом, можно констатировать существование постулата: нет регистрации - нет брака.
Заменить государственную регистрацию каким-либо иным актом невозможно.
Церковный брак законом не признается.
При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов.
В быту гражданским браком часто называют союз мужчины и женщины, проживающих совместно без регистрации брака (юристы обычно именуют таких граждан сожителями). Такая терминология представляется неприемлемой. Дело в том, что само понятие "гражданский брак" появилось тогда, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке. Сего-дня закон связывает правовые последствия только с браком, зарегистрированным в органах записи актов гражданского со-стояния. С этой точки зрения других браков, кроме гражданских (т.е. зарегистрированных), вообще не существует.
Иногда лиц, совместно проживающих без регистрации брака, именуют фактическими супругами. Следуя этой логике, можно говорить и о "юридических супругах" (состоящих в зарегистрированном браке). Но не бывает брака незарегистриро-ванного. Нельзя стать супругом ("фактическим", "юридическим"), если брак не зарегистрирован.
12. Говоря о равенстве супругов как об одном из принципов семейного законодательства, надо иметь в виду следую-щие обстоятельства.
Во-первых, под равенством иногда понимают равноправие, т.е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержа-нию и объему).
Во-вторых, в гражданском праве под равенством субъектов понимается отсутствие власти и подчинения; один субъект не может повелевать другим.
Как представляется, в семейном законодательстве о равенстве супругов говорится в обоих значениях этого слова. Давно канули в прошлое права личной власти мужа над женой (а также родителей над детьми, опекунов над опекаемыми) <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407.

Муж и жена равны в том смысле, что не подчинены друг другу, один супруг не может повелевать другим.
Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов (п. 2 ст. 31 СК), супру-ги равны в правах (и обязанностях), равноправны.
Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей СК РФ (ст. ст. 31 - 39 и др.).
13. По общему правилу именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип конкретизируется в ряде статей СК РФ (см., в частности, ст. ст. 54, 55, 63, 121 - 123 СК и соответствующие комментарии).
14. Необходимость приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи обусловлена тем, что эти лица обычно являются наиболее "слабыми" участниками семейных отношений. Этим лицам слож-нее, чем другим членам семьи, постоять за себя. Они наиболее уязвимы.
К числу источников рассматриваемого принципа следует отнести также Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (здесь впервые дети провозглашены объектами особой защиты и заботы); Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и усыновление на национальном и международном уровнях, от 3 декабря 1986 г. (ООН); Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ООН); Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. (Совет Европы).
В целях реализации данного принципа в СК РФ установлен ряд норм. Так, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью де-тей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое досто-инство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей (ст. 65 СК). Родители могут быть лишены родительских прав (ст. ст. 69, 70 СК). Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п. 2 ст. 71 СК) и т.д. и т.п.
Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных несовершеннолетних детей, нуждающихся в помощи (ст. 85 СК). Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК). Нетрудоспособный нуждающийся супруг имеет право требовать предоставления алиментов от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами (ст. 89 СК), и т.д. и т.п.
15. В п. 4 комментируемой статьи с привязкой к предмету правового регулирования - семейным отношениям - воспро-изводится конституционная норма. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и долж-ностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Кроме того, в п. 4 комментируемой статьи частично с привязкой к семейным отношениям воспроизведено правило, содержащееся в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоро-вья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


1. Комментируемая статья определяет круг отношений, на которые распространяется действие настоящего Закона. Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон об опеке, Закон) впервые унифицированы нормы об опеке и попечительстве, носящие межотраслевой характер. Нормы института опеки и попечительства входят в состав как гражданского, так и семейного законодательства. О соотношении действия настоящего Закона с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ, ГК), Семейным кодексом Российской Федерации (далее - СК РФ, СК) см. комментарий к ст. 2.
Предмет законодательства об опеке и попечительстве определен как отношения, возникающие в связи с установлени-ем, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными граж-данами. Как отмечает Л.Ю. Михеева, данную группу отношений объединяет их общая цель - осуществление на временной основе индивидуального устройства лица, нуждающегося в получении социальной заботы <1>.
--------------------------------
<1> Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. М., 2004. С. 233.

2. Настоящий Закон представляет собой первый в истории России нормативный акт федерального уровня, содержа-щий унифицированные межотраслевые нормы об опеке и попечительстве. История опеки и попечительства в России насчи-тывает не одну сотню лет.
На Руси первое летописное упоминание об опеке относится к 879 г. Оно выглядело следующим образом: "Умерши Рюрикови, предаст княжение Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть бо дщетеси вельми" (Рюрик назначал опекуном сыну своему родственника) <1>.
--------------------------------
<1> Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М.: Юрист, 2001. С. 282.

Законодательная база формирования органов опеки и попечительства была заложена в период реформ Петра I. Именно в это время появились первые воспитательные учреждения для незаконнорожденных, "зазорных" детей, которые рассматривались Петром I как "годная для государства рабочая сила".
При Екатерине II в 1775 г. в каждой губернии были учреждены особые ведомства для исполнения обязанностей по-мощи несчастным всякого пола, возраста и состояния - приказы общественного призрения, которые и стали прообразами органов опеки и попечительства.
3. Относительно понятий "опека", "попечительство", "недееспособный", "не полностью дееспособный гражданин" см. комментарий к ст. 2.
4. В ч. 2 комментируемой статьи закреплены две новеллы, связанные с терминологией Закона об опеке. Во-первых, термин "помещение ребенка под надзор" и, во-вторых, термин "организации для детей сирот и детей, оставшихся без попе-чения родителей".
Термин "помещение ребенка под надзор" не имеет уголовно-правовой направленности. Смысл данного понятия за-ключается в помещении ребенка в организацию, которая выполняет как функции по содержанию, воспитанию ребенка, ре-гулируемые семейным законодательством, так и иные функции законного представительства, определяемые в том числе гражданским законодательством. При рассмотрении проекта настоящего Закона в первом чтении использовался термин "помещение на постоянной основе", что не совсем корректно, поскольку для несовершеннолетних помещение в такого рода организации должно носить временный характер: до момента устройства ребенка в семью, т.е. усыновления, назначения опекуна (попечителя) и применения различных форм опеки (попечительства).
Термин "организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие аналогичные организа-ции" заменяет термины "воспитательное учреждение", "лечебное учреждение", "учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение". Термин "организация" является более широким и охватывает собой не только учреж-дения как некоммерческие организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК), но и иные некоммерческие организации, что имеет важное значение, например, для религиозных организаций, которые также занимаются воспитанием и обеспечением детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 1 ст. 155.1 СК РФ (введена в действие в новой гл. 22 СК с 1 сентяб-ря 2008 г.) дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть помещены под надзор образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных юридических лиц, имеющих организационно-правовую форму учреждения, либо иных являющихся некоммерческими организациями юридических лиц, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.
Кроме того, важное значение в связи с этим имеет ст. 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные за-конодательные акты в связи с принятием Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ "Об опеке и попечительстве", которая дает возможность некоммерческим организациям, осуществляющим на день вступления в силу настоящего Феде-рального закона (1 сентября 2008 г.) деятельность по надзору за детьми, оставшимися без попечения родителей, сохранить право заниматься указанной деятельностью впредь до установления Правительством РФ требований к указанным организа-циям, что предусмотрено в абз. 2 п. 1 ст. 155.1 СК РФ.
5. В ч. 2 настоящей статьи говорится об организациях, в которые помещены под надзор недееспособные или не полно-стью дееспособные граждане, которые выполняют функции законных представителей. Согласно ч. 5 ст. 11 настоящего Закона об опеке опекуны или попечители не назначаются лицам, помещенным под надзор в образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации (о правах и обязанностях опекунов и попечителей см. комментарий к ст. 15, об ответственности опекунов и попечителей - комментарий к ст. 27 Закона).
С 1 сентября 2008 г. вступила в силу новая гл. 22 СК РФ, которая посвящена устройству детей, оставшихся без попе-чения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исключения из общего правила о применении норм о правах, обязанностях и ответственности опекунов и попечителей к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть установлены федеральным законом или договором. Так, например, в ч. 4 ст. 26 настоящего Закона говорится об уголовной ответственности опекунов и попечителей. Очевидно, что данная норма применяется исключительно к физическим лицам в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ).