Семейный кодекс РФ (СК РФ) с комментариями к статьям

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

<Статья 10 | Статья 11 | Статья 12>

Научно-практический комментарий:

1. Более подробно порядок регистрации брака регламентирован в Законе об актах гражданского состояния. Он предусматривает, что основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак, которое подается в письменной форме в орган загса. Форма бланка заявления о заключении брака утверждена Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 <1> (в редакции Постановления Правительства от 2 февраля 2006 г. N 61). В этом заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака (см. комментарий к ст. 14 СК). В совместном заявлении о заключении брака необходимо указать фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (по желанию лица, вступающего в брак), а также место жительства. Будущие супруги должны также указать фамилии, которыми они желают именоваться после вступления в брак, и реквизиты документов, удостоверяющих их личности. Совместное заявление подписывается обоими лицами, вступающими в брак, с указанием даты его составления.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5522.

При подаче совместного заявления лица, вступающие в брак, должны предъявить документы, удостоверяющие их личности: паспорт, военный билет (для военнослужащих срочной службы, военных строителей и курсантов, офицеров, пра-порщиков, мичманов и т.д.), удостоверение личности, вид на жительство или национальный паспорт (для иностранных гра-ждан). По паспорту моряка регистрация брака не производится. Лица, убывающие в загранплавание и имеющие паспорт моряка, должны предъявить в орган загса общегражданский паспорт. Лицам, ранее состоявшим в зарегистрированном бра-ке, для заключения нового брака необходимо, кроме того, предъявить документ, подтверждающий прекращение прежнего брака, - свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга либо решение суда о признании брака недействительным. Вступающие в брак несовершеннолетние должны предъявить разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста.
Если в документах, удостоверяющих личности иностранных граждан, нет сведений об их семейном положении, реги-страция брака производится при представлении ими справок, выданных компетентными органами стран, гражданами кото-рых они являются, о том, что они не состоят в браке. Справка должна быть составлена на русском языке либо иметь перевод текста на русский язык, верность которого свидетельствуется консульством, МИДом либо нотариусом.
Регистрация брака лиц, которым в установленном законом порядке снижен брачный возраст, производится на общих основаниях при предъявлении ими соответствующего решения органа местного самоуправления по месту регистрации бра-ка или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В решении должно быть указано, кому и на сколько лет (месяцев) снижен брачный возраст в связи с намерением вступить в брак с конкретным лицом.
Лицо, желающее вступить в брак с осужденным, заполняет заявление о заключении брака по установленной форме и представляет его в орган загса (как правило, такие заявления подаются по месту нахождения уголовно-исполнительного учреждения - УИУ). Заявление о заключении брака с осужденным администрация УИУ передает осужденному для заполне-ния той его части, которая относится к нему. Далее начальник УИУ свидетельствует правильность указанных заключенным сведений и его подпись и направляет совместное заявление о заключении брака в орган загса. То же самое, но в обратном порядке проделывается в том случае, если брак желает заключить осужденный. Орган загса по месту нахождения УИУ, при-няв совместное заявление о заключении брака, назначает дату и время регистрации брака и заблаговременно ставит об этом в известность лиц, желающих вступить в брак.
Процедура подачи заявления на вступление в брак с подозреваемыми и обвиняемыми установлена Приказом Мин-юста России от 14 октября 2005 г. N 189 (с изменениями от 31 октября 2007 г.).
Вступающие в брак должны быть ознакомлены с условиями и порядком регистрации брака, им должны быть разъяс-нены их права и обязанности как будущих супругов и родителей, они должны быть предупреждены об ответственности за сокрытие препятствий к вступлению в брак, взаимно осведомлены о состоянии здоровья и семейном положении друг друга.
В случае если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган загса для подачи совместного заявления (например, в случае тяжелой болезни, прохождения военной службы и т.п.), волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями. Подпись заявления лица, не имеющего возможности лично явиться в орган загса, должна быть удостоверена у нотариуса. По ранее действовавшему законодательству удостоверение такой под-писи возлагалось на заведующего отделом загса.
В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса удостоверение подписи лица, вступающего в брак, производится должностными лицами органов исполнительной власти (администраций). Право свидетельствовать подлинность подписи на документе предоставлено также должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации (ст. ст. 37, 38 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г.) <1>.
--------------------------------
<1> Ведомости ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

Нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет факты, изложенные в документе, а лишь подтвер-ждает, что подпись сделана определенным лицом.
Отказ в совершении нотариального действия может быть обжалован в судебном порядке.
Как и ранее действовавший КоБС РСФСР, СК предусматривает месячный срок, по истечении которого органы записи актов гражданского состояния должны зарегистрировать желающих вступить в брак.
Этот срок в соответствии с общими правилами течения сроков начинается со дня, следующего за днем подачи заявле-ния, и истекает в соответствующий день следующего месяца (ст. ст. 191, 192 ГК). Если это число приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В течение указанного срока лицам, желающим вступить в брак, предоставляется еще одна возможность проверить серьезность их чувств и намерений, готовность не только к приобретению прав, но и к несению обязанностей как по отно-шению друг к другу, так и по отношению к будущим детям.
В отдельных случаях допускается сокращение установленного для вступления в брак месячного срока вплоть до за-ключения его в день подачи заявления. В отличие от ранее действовавшего КоБС РСФСР в СК РФ (п. 1 ст. 11) не содержится указания на то, какое лицо вправе принять соответствующее решение. Но, как представляется, таким должностным лицом, безусловно, должен являться заведующий отделом загса.
Уважительными причинами, влекущими за собой сокращение срока для регистрации брака, признаются, как правило, призыв на срочную военную службу будущего супруга, его предстоящий отъезд в длительную командировку, краткосроч-ный отпуск военнослужащего, находящегося на военной службе, нахождение в фактических брачных отношениях и т.д. К особым обстоятельствам, необходимым для заключения брака в день подачи заявления, относятся беременность будущей супруги независимо от ее сроков (хотя в первую очередь это связано все-таки с поздними сроками беременности), рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон, вступающих в брак (например, в силу тяжелого, смертельного заболевания), и др. Естественно, наличие всех этих обстоятельств должно подтверждаться соответствующими документами.

1. Комментируемая статья прежде всего определяет основания для установления опеки или попечительства.
В соответствии со ст. ст. 32 - 33 ГК РФ опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанны-ми судом недееспособными вследствие психического расстройства; попечительство устанавливается над несовершеннолет-ними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
При этом опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются лишь в случаях отсутствия родитель-ского попечения над ними (п. 3 ст. 31 ГК). Вместе с тем комментируемая статья Закона об опеке содержит отсылку к специ-альным нормам СК РФ, в соответствии с которыми ребенку несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка (ст. 62 СК).
2. Процедура назначения опеки или попечительства над недееспособным или не полностью дееспособным граждани-ном начинается с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. Закон предоставляет органу опеки и попечительства месячный срок для поиска опекуна или попечителя. Если в течение этого месяца опекун или попечитель так и не будет назначен, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления недееспособного или не полностью дееспособного лица. При этом в случае, если был выявлен несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, то обязанности опекуна или попечителя в соответствии со ст. 123 СК РФ исполняет орган опеки и попечительства со дня выявления факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним.
Законодатель не случайно установил предельный срок, в течение которого недееспособному или не полностью дее-способному лицу должен быть назначен опекун (попечитель) либо это лицо может быть передано под надзор образователь-ной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает граж-данско-правовую ответственность за вред, причиненный личности подопечного или его имуществу вследствие неисполне-ния или несвоевременного исполнения органом опеки и попечительства обязанности по назначению опекуна или попечите-ля. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ в таких случаях вред возмещается за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исполняя обязанности опекуна или попечителя над ребенком, оставшимся без попечения родителей, с момента выяв-ления такого ребенка и до момента его устройства в одной из предусмотренных законодательством форм, орган опеки и попечительства несет также ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним (ст. ст. 1073 и 1074 ГК). Таким же образом орган опеки и попечительства отвечает за вред, причиненный недееспособным гражданином по истечении месяца с момента его выявления в течение периода, когда опекун этому лицу не был назначен (ст. 1076 ГК).
Если кандидатура опекуна или попечителя подобрана, то необходимо установить волеизъявление такого лица. Как указывается в ч. 2 комментируемой статьи, опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в пись-менной форме. Таким образом, в соответствии с Законом об опеке инициатива в назначении опекуна или попечителя может исходить как от органа опеки и попечительства, так и от кандидата в опекуны (попечители).
Важное значение при этом имеют процедуры подбора и учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями. В соответствии со ст. 8 Закона об опеке порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, частично определен Правительством РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями не-совершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных уста-новленных семейным законодательством Российской Федерации формах (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан").

По-прежнему не установлен порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних подопечных.
Возложение на органы опеки и попечительства таких обязанностей будет способствовать более активной и инициа-тивной деятельности этих органов, которые, к сожалению, сейчас зачастую работают лишь с теми кандидатами в опекуны (попечители), которые обратились к ним сами.
3. Юридическим фактом, непосредственно порождающим отношения опеки или попечительства, выступает акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Новеллой является прямое указание Закона об опеке на то, что в акте о назначении опекуна или попечителя может быть назван срок действия полномочий опекуна или попечителя. Так, в случаях, когда опека над ребенком устанавливается по заявлению родителя ребенка на период, когда в связи с длительной командировкой он не сможет исполнять свои родительские обязанности (ст. 13 Закона об опеке), в акте о назначении может быть указано, что опека устанавливается, например, сроком на два месяца или на период до возвращения родителя к месту жительства. В соответствии со ст. 29 Закона об опеке истечение срока действия акта о назначении опекуна или попечителя послужит автоматическим основанием прекращения опеки или попечительства.
Акт о назначении опекуна или попечителя может содержать в себе и иные условия. Как уже упоминалось, в соответст-вии со ст. 10 Закона об опеке в нем могут быть распределены обязанности опекунов (попечителей) при назначении одному подопечному нескольких опекунов (попечителей). В случаях, предусмотренных ст. 14 Закона, в акте о назначении может быть указано, что опекун (попечитель) исполняет свои обязанности возмездно.
Наиболее важным с точки зрения дальнейшего развития различных видов опеки и попечительства является указание в ч. 4 ст. 15 Закона об опеке на то, что в акте о назначении могут быть указаны отдельные действия, которые опекун или попе-читель совершать не вправе или, напротив, обязан. В качестве примеров таких требований законодатель приводит:
- запрет опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного (например, в случаях, когда место житель-ства приближено к месту получения медицинской помощи и т.п.);
- установление в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного обязательных требований к осу-ществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя (так называемые индивидуальные требования). Такие требования могут, в частности, определять конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного (например, распорядок дня, периодичность психологического обследования, график занятий спортом или посещения медицинского учреждения и т.п.).
Возможность органа опеки и попечительства уже при назначении опекуна (попечителя) определить условия попече-ния будет способствовать прежде всего учету интересов каждого конкретного подопечного, т.е. индивидуализации опеки и попечительства.
Важно отметить, что акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке. В настоящее время учащаются случаи, когда на опеку или попечительство над одним и тем же подопечным претендуют одновременно два или три гражданина (как правило, родственники подопечного различных степеней родства). Органу опеки и попечительства в таких ситуациях следует, исходя из интересов подопечного, либо выбрать только одного опекуна, либо назначить опекунами всех обратившихся, если такое назначение не будет противоречить законодательству или интересам подопечного. Однако и то и другое решение, облеченное в форму акта о назначении, может быть оспорено в суде.
4. Поскольку опекуном или попечителем может быть исключительно физическое лицо, комментируемая статья раз-граничивает случаи установления опеки (попечительства) и передачи гражданина в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во-первых, недееспособные или не полностью дееспособные граждане могут быть помещены под надзор в образова-тельные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В таких случаях опекуны или попечители гражда-нам не назначаются, а исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
Термин "помещение под надзор" в Законе об опеке используется исключительно для целей законодательства об опеке и попечительстве и означает возложение на вышеперечисленные организации функций по представительству и защите прав и интересов подопечных, по обеспечению их уходом и лечением (в отношении несовершеннолетних - и по воспитанию), а также в возложении на эти организации ответственности за вред, причиненный подопечным, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (см. ст. ст. 1073, 1074, 1076 ГК).
Во-вторых, подопечный может пребывать в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно. Такое пребывание может быть обусловлено необходимостью пройти курс лечения или диагностики, психологической поддержки, реабилитации и т.п. Так, например, несовершеннолетний подопечный может провести некото-рое время (два месяца, семестр, учебный год) в образовательной организации (летнем обучающем лагере, училище, техни-куме и пр.). Менять опекуна или попечителя подопечному в таких случаях нет никакой необходимости. На организацию, в которой оказался подопечный, не возлагается исполнение опекунских обязанностей, напротив, эти обязанности сохраняются за назначенным опекуном (попечителем), который обязан контролировать условия пребывания подопечного и защищать его права и интересы. Указанное правило о сохранении статуса за назначенным опекуном или попечителем применяется в том числе в случаях, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, например находится на излечении в медицинской организации. Подопечный может быть временно помещен в одно из социальных учреждений в целях обеспечения его временного проживания.
Аналогичные нормы, разграничивающие передачу подопечных под надзор организаций и временное пребывание по-допечных в организациях, содержатся в нововведенной в Семейный кодекс РФ ст. 155.1.