Семейный кодекс РФ (СК РФ) с комментариями к статьям

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

<Статья 11 | Статья 12 | Статья 13>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья предусматривает два обязательных условия заключения брака: взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
Согласие того или иного лица на вступление в брак предполагает его свободное, осознанное волеизъявление заклю-чить союз с конкретным человеком, намерение создать с ним семью, приобрести права и обязанности супруга.
Важность и значимость добровольного желания лиц стать мужем и женой подчеркивает также Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Так, в ст. 16 Декларации провозглашается, что брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
Требование закона о необходимости принятия осознанного решения вступить в брак с конкретным лицом реализуется на практике следующим образом. Например, брак в органах загса регистрируется на основании только лично поданного заявления вступающими в брак, после чего такие лица должны быть ознакомлены с порядком и условиями заключения бра-ка. Заключение брака также производится в личном присутствии вступающих в брак, поскольку заключение брака по доверенности или через представителя не разрешается.
Если при заключении брака все-таки было нарушено условие добровольности вступления в брак, это может служить основанием для признания заключенного брака недействительным (ст. 27 СК и комментарий к ней). С соответствующим иском в суд в этом случае могут обратиться как супруг, который не был по какой-либо причине свободен в своем решении вступить в брак, так и прокурор.
Брачный возраст для вступающих в брак мужчины и женщины одинаков - 18 лет. В исключительных случаях допускается снижение брачного возраста до 16 лет и менее (см. ст. 13 СК и комментарий к ней).
Комментируемая статья исходит из того, что брак может быть заключен только между мужчиной и женщиной.
В ряде стран Европы (Дании, Норвегии и др.) в последние годы были приняты специальные законы, разрешающие так называемое зарегистрированное партнерство лиц одного пола. Вместе с тем устанавливается, что такие "зарегистрирован-ные" однополые пары не могут иметь в совместном воспитании ребенка, не могут ни вместе, ни порознь усыновить ребенка и не имеют доступа к медицинским процедурам по искусственному оплодотворению. Регистрация партнерства может иметь место только в том случае, если одна из сторон является гражданином вышеуказанных государств и проживает на террито-рии страны <1>.
--------------------------------
<1> См.: Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2003. С. 44.

Вопрос о конституционности положения ст. 12 СК РФ, называющего в качестве условия заключения брака взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и препятствующего регистрации брака между лицами одного пола, ставился перед Конституционным Судом РФ.
Отказывая в принятии обращения к рассмотрению, Конституционный Суд указал, что и Конституция РФ, и междуна-родные правовые нормы исходят из того, что одно из предназначений семьи - рождение и воспитание детей. При этом ни из Конституции РФ, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обя-занность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола, притом что само по себе отсутствие такой регистрации никак не влияет на уровень признания и гарантий в Российской Федерации прав и свобод заявителя как человека и гражданина.
В силу ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах право на вступление в брак и право осно-вывать семью признаются именно за мужчинами и женщинами, а ст. 12 Конвенции о защите прав человека и основных сво-бод прямо предусматривает возможность создания семьи в соответствии с национальным законодательством, регулирую-щим осуществление этого права <1>.
--------------------------------
<1> Определение Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. N 496-О.

В Определении от 18 декабря 2007 г. N 851-О-О Конституционный Суд дополнительно указал, что Российская Феде-рация является светским государством (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ), а потому те или иные религиозные установления и пра-вила, допускающие полигамию брачных союзов, иной подход к решению этого вопроса в ряде других государств, не могут оказывать влияния на государственную политику в области семейных отношений, основные начала которой характеризуются, в частности, принципом единобрачия (моногамией), исходящим из отношения к браку как биологическому союзу только одного мужчины и одной женщины, что не допускает одновременного нахождения в нескольких браках.
2. Помимо двух основных условий, необходимых для заключения брака, требуется также, чтобы отсутствовали об-стоятельства, препятствующие его заключению. При наличии таких препятствий брак заключен быть не может.
Исчерпывающий перечень обстоятельств, препятствующих заключению брака, дан в ст. 14 СК РФ, в соответствии с которой не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке, является близким родственником другого, признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. Запрещены также браки между усыновителями и усыновленными. Исключение, в частности, составляет случай, когда суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга, а также при отсутствии его согласия на признание брака недействительным (см. п. 2 ст. 29 СК и комментарий к ней).


1. Комментируемая статья сама по себе является абсолютной новеллой. Этой статьей впервые в отечественное законодательство введен институт предварительной опеки, подразумевающий экстренное назначение опекуна в случаях, когда того требуют интересы подопечного.
Этот субинститут построен на особом доверии, которое орган опеки и попечительства оказывает лицу, выразившему желание принять под опеку или попечительство недееспособное или не полностью дееспособное лицо. Смысл терминов "предварительная опека" и "предварительное попечительство" сводится к тому, что кандидату в опекуны или попечители достаточно лишь предъявить документ, удостоверяющий личность, а органу опеки и попечительства достаточно обследовать условия жизни кандидата. Проведение довольно длительной процедуры предварительной проверки сведений о личности опекуна или попечителя в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 10 комментируемого Закона при этом не требуется.
Таким образом, при установлении предварительной опеки или попечительства необходима проверка лишь следующих условий: совершеннолетие кандидата в опекуны, его гражданская дееспособность, необходимость и целесообразность немедленного назначения опекуна или попечителя нуждающемуся в том гражданину.
В качестве причин, которые могут побудить орган опеки и попечительства не проводить в полном объеме проверку сведений о личности гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), могут выступать следующие:
- нецелесообразность помещения подопечного в образовательные организации, медицинские организации, организа-ции, оказывающие социальные услуги, или иные организации, обусловленная, например, состоянием его психического здо-ровья;
- необходимость немедленного устройства недееспособного или не полностью дееспособного лица и отсутствие при этом свободных мест в тех или иных медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, или иных организациях;
- наличие родственных или иных близких связей между этим лицом и подопечным;
- отобрание ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст. 77 СК РФ и нецелесообразность помеще-ния ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечисленные, а также иные возможные причины, вместе или по отдельности послужившие основанием для приня-тия решения о немедленном назначении опекуна или попечителя (о предварительных опеке или попечительстве), должны быть обязательно указаны в акте о предварительных опеке или попечительстве, который, как и иные акты органа опеки и попечительства, может быть оспорен заинтересованными лицами (например, родственниками подопечного) в судебном по-рядке.
2. Права и обязанности временно назначенного опекуна или попечителя при предварительной опеке несколько отли-чаются от прав и обязанностей обычных опекунов или попечителей (см. комментарий к ст. 15 Закона). При предварительной опеке временно назначенный опекун не вправе распоряжаться имуществом подопечного от его имени, а при предваритель-ном попечительстве временно назначенный попечитель не вправе давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом. Иные права и обязанности (заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы) на таких опекунов и попечителей возложены законом.
3. Предварительные опека или попечительство автоматически превращаются в обычную опеку или попечительство в случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства. Иными словами, для трансформации предварительной опеки в обычную необходимы сбор и предоставление сведений о личности опекуна в общем порядке (ст. 10 Закона об опеке), а также вынесение акта органа опеки и попечительства о назначении ранее назначенного временного опекуна постоянным опекуном (или опекуном на срок - в соответствии с ч. 6 ст. 11 комментируемого Закона). При этом пра-ва и обязанности опекуна или попечителя будут считаться возникшими на прошлое время - с момента принятия акта о вре-менном назначении опекуна или попечителя.
4. Основаниями прекращения предварительной опеки или попечительства являются:
- установление органом опеки и попечительства обстоятельств, препятствующих назначению этого гражданина опекуном или попечителем в общем порядке (например, получение сведений о лишении этого гражданина родительских прав или о наличии у него судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан), и вынесение акта об отказе в назначении ранее назначенного временного опекуна (попечителя) постоянным опекуном (попечителем);
- нецелесообразность перехода предварительной опеки (попечительства) в постоянную опеку (попечительство), обу-словленная интересами подопечного. Так, например, ребенку, оставшемуся без попечения родителей, мог быть назначен предварительным опекуном совершенно посторонний гражданин. Если спустя некоторое время о происшедшем стало из-вестно родственникам ребенка и последние изъявили желание стать его опекунами, сохранение опеки со стороны временно назначенного постороннего лица может быть нецелесообразно. В любом случае этот вопрос должен решаться исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (ст. 57 СК). Предварительные опека или попечительство прекращаются в такой ситуации актом о назначении нового опекуна или попечителя или, что не исключено, актом о передаче подопечного под надзор соответствующей организации, если сохранение предварительной опеки (попечительства) нецелесообразно;
- непредоставление временно назначенным опекуном или попечителем необходимых сведений о себе в соответствии с общим порядком, установленным ст. 10 комментируемого Закона, в течение месяца со дня принятия акта о временном на-значении опекуна или попечителя. Указанный срок для сбора необходимых документов может быть увеличен еще на один месяц, но только при наличии исключительных обстоятельств (удаленность места проживания временно назначенного опе-куна от места получения требуемого документа и т.п.). В любом случае, если необходимые сведения о личности временно назначенного опекуна или попечителя не будут собраны в течение двух месяцев, предварительные опека или попечительство автоматически прекращаются.
Разумеется, не исключены и иные основания прекращения предварительной опеки или попечительства - смерть опе-куна или попечителя либо подопечного, отстранение опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей и другие, предусмотренные ст. 29 Закона об опеке.
5. Особенность субинститута предварительной опеки (попечительства) заключается также в том, что он может эффек-тивно реализоваться в совокупности с нормами о подборе и учете граждан, выразивших желание стать опекунами или попе-чителями. Как уже отмечалось в комментарии к ст. 8 Закона об опеке, на органы опеки и попечительства отныне возложена функция по формированию своего рода банков данных о кандидатах в опекуны и попечители. Возможно, со временем обра-зуется своеобразная очередь таких лиц.
Кандидаты в опекуны (попечители), сведения о личности которых уже проверены в ходе их подбора, подготовки и учета органами опеки и попечительства, в принципе должны быть готовы экстренно принять под опеку или попечительство любого подопечного. Впрочем, не исключено, что, обращаясь в орган опеки и попечительства с соответствующим заявлени-ем о постановке на учет, граждане, выражающие желание стать опекунами или попечителями, укажут в таком заявлении пол и возраст предполагаемых подопечных. Такое волеизъявление совершенно нормально, закону не противоречит и подлежит учету органом опеки и попечительства.
В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи орган опеки и попечительства обязан в целях своевременного установ-ления предварительных опеки или попечительства обращаться с предложениями об установлении предварительных опеки или попечительства к гражданам, которые выразили желание быть опекунами или попечителями и состоят на соответст-вующем учете. Отметим, однако, что такое обращение не обязательно в случаях, когда иные лица, возможно, и не состоящие на учете кандидатов в опекуны (попечители), выразили желание немедленно принять подопечного, причем передача им по-допечного отвечает его интересам. Например, в случаях, когда ребенка, оставшегося без попечения родителей, готова при-нять под опеку его бабушка, то при условии подачи ею заявления об установлении предварительной опеки орган опеки и попечительства не должен обращаться к очередникам, состоящим на учете.