Семейный кодекс РФ (СК РФ) с комментариями к статьям

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ в пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2008 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции


1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ в пункт 2 статьи 121 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции


2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

<Статья 120 | Статья 121 | Статья 122>

Научно-практический комментарий:

1. Судьба детей, лишенных внимания семьи, небезразлична государству. Это отражается в международных правовых актах и национальном законодательстве. Статьей 20 Конвенции о правах ребенка установлено, что "ребенок, который вре-менно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".
Так, 16 ноября 2001 г. был принят Указ Президента РФ "О президентских программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 - 2002 годы" <1>. В России ежегодно готовятся государственные доклады о положении детей в стране <2>. Принята Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003 - 2006 гг. <3>. В субъектах Федерации также принимаются акты, направленные на поддержку семьи и детства. Так, правительством Свердловской области принято Постановление от 4 декабря 2002 г. "О концепции реализации государственной семейной политики Свердловской области на период до 2015 года" <4>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 20.11.2001.
<2> Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 839 "Правила разработки и распространения государст-венного доклада о положении детей в Российской Федерации".
<3> Российская газета. 16.10.2002.
<4> Областная газета. 10.12.2002.

2. В Семейном кодексе РФ впервые в истории отечественного законодательства введен разд. VI о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, который открывается гл. 18, специально посвященной выявлению и учету таких детей.
Перечень случаев, когда ребенок считается оставшимся без попечения родителей, дается в п. 1 ст. 121 СК РФ. Он не является исчерпывающим. Более того, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о дополнительных га-рантиях по социальной поддержке детей-сирот) <1> также содержится перечень ситуаций, при наличии которых ребенок остается без попечения родителей, и он шире приведенного в СК РФ. В Законе в дополнение к перечню СК РФ названы: признание родителя безвестно отсутствующим, ограничение его в дееспособности, осуждение к лишению свободы, нахож-дение в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

Названным Законом даны легальные определения следующих понятий:
1) дети-сироты - это лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица до 18 лет, оказавшиеся в ситуациях, перечень которых дан в ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот;
3) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в возрасте до 18 лет умерли один или оба родителя либо они остались без их попечения.
Для указанных лиц рассматриваемым Законом был введен ряд социальных гарантий, в первую очередь в жилищной сфере; им также гарантировалось сохранение права собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям, и права на земельные доли, полученные их родителями в ходе приватизации и реорганизации юридических лиц агропромышленного комплекса.
Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ п. 1 ст. 121 СК РФ был дополнен упоминанием еще об одном фак-те, порождающем правовое состояние "ребенок, оставшийся без попечения родителей", - создание действиями или бездейст-вием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспи-танию и развитию.
Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного уста-новления <1>, хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родите-ля родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутст-вующим само по себе безусловно свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.
--------------------------------
<1> На практике встречается заблуждение, согласно которому ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей только после вступления в законную силу судебного решения о лишении его родителей родительских прав. Это не соответствует Семейному кодексу РФ.

3. Отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу ос-тавшихся без попечения родителей:
- имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК);
- учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Закон о дополнительных гарантиях по социальной под-держке детей-сирот).
С момента, когда ребенок приобрел статус оставшегося без попечения родителей, например с момента внесения све-дений о ребенке в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей <1>, его законные представители отстраняются от защиты его прав и интересов. В соответствии с п. 2 ст. 123 СК РФ до устройства детей, оставшихся без по-печения родителей, на воспитание в семью или до устройства их в специальные организации исполнение обязанностей опе-куна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
--------------------------------
<1> См.: п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуще-ствления контроля за его формированием и использованием // Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием".

4. По мнению законодателя, в перечисленных случаях ребенок не должен оставаться без охраны. Эту задачу берет на себя государство в лице специализированных органов - органов опеки и попечительства, функции которых возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 121 СК).
В ч. 1 ст. 6 Закона об опеке также упоминается о том, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
В то же время Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ указанная норма была дополнена правилом о том, что органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселе-ний), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Законом об опеке, законом субъекта Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного само-управления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В настоящее время в силу ч. 4 ст. 3 Закона об опеке структура исполнительных органов государственной власти субъ-екта Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим долж-ностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).
Так, например, Постановлением губернатора Московской области от 17 декабря 2008 г. N 174-ПГ "О структуре исполнительных органов государственной власти Московской области, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в Московской области" установлено, что Министерство образования Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным в установленном порядке статусом органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, а Министерство социальной защиты населения Московской области наделено аналогичными функциями в отношении совершеннолетних. Постановлением губернатора Иркутской области "О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации), временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации)" и Постановлением правительства Иркутской области от 1 октября 2008 г. N 2-пп было учреждено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Иногда в целях защиты интересов несовершеннолетних организуются отделы семьи и детства. В какой бы форме и под каким бы наименованием ни существовали такие организации, их задача - устройство детей, оставшихся без родитель-ского попечения. Эта миссия возложена лишь на органы опеки и попечительства. Деятельность любых других лиц (юриди-ческих или физических) в данной области напрямую запрещена законом (п. 1 ст. 121 СК).