Семейный кодекс РФ (СК РФ) с комментариями к статьям

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ пункт 2 статьи 122 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2008 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции


2. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации.


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 185-ФЗ пункт 3 статьи 122 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции


3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ в пункт 4 статьи 122 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2008 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции


4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

<Статья 121 | Статья 122 | Статья 123>

Научно-практический комментарий:

1. Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, включает несколько этапов:
1) выявление таких несовершеннолетних;
2) постановка их на учет;
3) избрание формы устройства применительно к конкретному ребенку исходя из обстоятельств утраты им родитель-ского попечения, возраста несовершеннолетнего, наличия или отсутствия других родственников, состояния здоровья ребен-ка, черт его характера и др.;
4) последующий контроль за условиями жизни ребенка (воспитания, образования, содержания).
Все эти меры принимаются для создания благоприятных условий жизни детей, охраны их интересов. Для достижения таких целей органы опеки и попечительства наделены правом и в ряде случаев обязаны выступать в судах в защиту прав несовершеннолетних.
Любым гражданам, а особенно тем, кто по долгу службы или в силу трудовой функции связан с детьми (воспитатели, учителя, работники учреждений социальной защиты, врачи и другие должностные лица), вменено в обязанность сообщать органам опеки и попечительства о ставших известными им фактах оставления детей без попечения взрослых. Сообщить об этом они могут в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения оказавшегося беспризорным ребенка.
Затем органы опеки и попечительства в сжатые сроки - в течение трех дней - обязаны обследовать условия жизни не-совершеннолетнего, составив соответствующий акт. При подтверждении факта отсутствия попечения еще до решения во-проса об устройстве ребенка названным органам надлежит обеспечить защиту его интересов.
Если дети уже помещены в какое-либо учреждение (воспитательное, лечебное, социальной защиты), руководитель та-кового в течение семи дней должен сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствую-щего учреждения.
За сокрытие несовершеннолетних, оставшихся без внимания взрослых, должностные лица учебных, воспитательных, лечебных организаций и учреждений социальной защиты могут быть привлечены к ответственности (п. 4 ст. 122 СК).
2. Все дети, выявленные тем или иным способом как оставшиеся без родительского попечения, подлежат учету. Дея-тельность по организации учета ведется в соответствии с правилами, установленными СК РФ, а также Федеральным законом "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием <1> орган опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, орган опеки должен обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 (ред. от 11 апреля 2006 г.) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" // СПС "КонсультантПлюс".

Со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, органу опеки и попечительства предос-тавляется месячный срок для устройства ребенка.
3. Если орган опеки и попечительства не смог устроить ребенка в семью в одной из предусмотренных правовых форм (например, передал ребенка в учреждение для детей-сирот), то он обязан направить сведения о таком ребенке региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для учета в региональном банке данных. Региональные банки данных о детях создаются на территории каждого из субъектов Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей").
В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке региональный оператор организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Федерации.
Если в течение месяца не удалось устроить ребенка в семью на территории соответствующего субъекта Федерации, то информация о ребенке передается в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Хранит и предоставляет информацию, содержащуюся в федеральном банке данных о детях, федеральный оператор - федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ <1>.
--------------------------------
<1> В настоящий момент эти функции возложены на Министерство образования и науки РФ (см. Постановление Пра-вительства РФ от 10 марта 2005 г. N 123 (ред. от 4 ноября 2006 г.) "О полномочиях Министерства образования и науки Рос-сийской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в се-мьи").

В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Федерации от обязанности по устройству таких детей на воспитание в семьи.
4. В соответствии с вышеназванным Федеральным законом государственный банк данных представляет собой сово-купность информационных ресурсов регионального и федерального уровней, а также информационных технологий сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам документированной информации о детях, оставшихся без родительского попечения. Эти информационные ресурсы находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и формируются для учета детей, содействия в их устройстве, а также в целях реализации права граждан РФ принять детей в семью на воспитание.
Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, постепенно передаются с муниципального уровня на ре-гиональный. Региональные операторы, в свою очередь, предоставляют сведения федеральному оператору (Министерству образования и науки РФ).
5. В государственном банке данных о детях, лишенных родительского попечения, накапливаются сведения не только о детях, лишенных присмотра, но и о взрослых, желающих взять ребенка на воспитание, - кандидатах в усыновители, опеку-ны, попечители, приемные родители.
Органом опеки и попечительства на каждого ребенка заполняется анкета, в которой указан широкий спектр сведений о нем. Это делается с учетом возможного усыновления ребенка в будущем, для которого понадобятся сведения, идентифици-рующие его как гражданина (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, гражданство). Приводятся сведения (если они есть) о родителях, имеющихся родственниках (несовершеннолетних братьях, сестрах, взрослых лицах из числа родственников, отказавшихся взять ребенка). Помещается фотография ребенка. Указывается состояние его здоровья (на сей счет существует Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 июля 2002 г. N 218, которым установлен Порядок предос-тавления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о таких детях <1>). Даются приметы ребенка, особенности характера, этническое происхождение и др. Указываются причины утраты родительского попечения, меры, уже принятые органами опеки и попечительства нижестоящего уровня для устройства ребенка, а также возможные для данного ребенка меры устройства.
--------------------------------
<1> Российская газета. 14.08.2002.

Не менее объемные сведения обязан предоставить о себе гражданин, желающий воспитывать ребенка.
Содержание анкет на ребенка и взрослого гражданина отнесено к конфиденциальной информации. Это персональные данные, позволяющие идентифицировать личность. Наряду со сведениями, составляющими профессиональную или коммер-ческую тайну, они являются информацией с ограниченным доступом, поэтому не могут быть разглашены либо сообщены любым лицам без согласия правообладателя. Оборот такой информации ограничен. Ею могут обмениваться органы опеки и попечительства. Информация о ребенке может быть предоставлена лишь гражданину, уже приобретшему статус кандидата в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители.
Допустимо опубликование такого рода сведений в средствах массовой информации, но лишь в целях устройства детей в семью и не в виде первичных данных, а в виде производной информации. Так, Министерство образования Свердловской области на своем официальном сайте публикует данные о детях-сиротах, живущих в детских домах области <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 17.02.2004.

В Федеральном законе "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" дан перечень сведений, которые могут включаться в производную информацию. Это не все данные анкеты, а лишь сведения о поле, возрасте, приметах ребенка (кроме особых), его развитии, характере, родственниках, причинах отсутствия попечения и возможных мерах устройства. К таким данным предъявляется требование о недопустимости идентификации личности ребенка или его родственников на их основе.
Запрещено использовать производную информацию в коммерческих целях.
6. Доступ к государственному банку данных имеют граждане, желающие взять ребенка на воспитание. В обязательном порядке сведения из банка должны предоставляться по запросам судебно-следственных органов, прокуратуры и Уполномоченного по правам человека. Использование государственного банка данных осуществляется бесплатно.
Ребенок, оставшийся без попечения родителей, состоит на учете все время, пока он не устроен каким-либо образом на воспитание в семью либо не возвращен родителям. Снятие его с учета происходит в случае достижения им дееспособности в полном объеме (в связи с достижением 18 лет, эмансипацией или вступлением в брак с понижением минимального брачного возраста), а также в случае смерти ребенка.