Семейный кодекс РФ (СК РФ) с комментариями к статьям

Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

См. Правила организации детского дома семейного типа, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195

Абзац второй утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст абзаца второго пункта 1 статьи 123

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

<Статья 122 | Статья 123 | Статья 124>

Научно-практический комментарий:

1. Брошенные дети - давнее социальное явление. Еще в средневековых монастырях оборудовались в воротах специ-альные полки, где женщины, родившие ребенка вне семьи, могли оставить его на попечение монахов.
В царской России опека считалась престижным делом. Была разработана строгая система органов. В 1746 г. по ини-циативе Екатерины II открылся Московский воспитательный дом, принимавший брошенных детей и сирот. В его состав входили: родильный госпиталь, отделение для грудных детей, сиротский институт, ведомство для деревенских воспитанни-ков. В институте сироты получали университетское образование, по окончании этого заведения их устраивали на работу, как правило гувернерами. Менее способные дети получали навыки ремесла. Некоторых детей отдавали в состоятельные крестьянские семьи. При этом выплачивались денежные суммы как приемным родителям, так и самим воспитанникам по достижении ими совершеннолетия.
Московский воспитательный дом существовал на средства меценатов (Трубецких, Голицыных, Демидовых и др.). Они же предоставляли свои загородные резиденции для летнего отдыха детей. Руководил воспитательным домом Опекунский совет во главе с генерал-поручиком Бецким.
И в дальнейшем устройством детей-сирот в России занимались царственные особы. Так, императрица Мария Федо-ровна продолжила традицию личной опеки сиротских домов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Голякова Е. Сироты императрицы // Российская газета. 07.03.2002.

2. Не стал исключением из общего правила и советский период отечественной истории. Государство занималось судьбой детей, оставшихся без семейной опеки, на законодательном уровне. Так, 1 апреля 1936 г. было принято Постановление СНК "О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся"; 23 января 1942 г. - Постановление СНК "Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей".
3. Что же предусматривает в этой области современное законодательство, какие формы устройства детей-сирот и де-тей, оставшихся без попечения родителей, ныне используются на практике?
В п. 1 комментируемой статьи дан перечень форм устройства детей, лишенных заботы семьи. Он является исчерпы-вающим. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ исключил существовавшую ранее возможность закрепления иных форм устройства в законодательстве субъектов Российской Федерации.
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - те правовые конструкции, которые позволяют обес-печить постоянное или временное закрепление за ребенком совершеннолетнего дееспособного лица, которое обязано отве-чать за него. В соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотрен-ных законами субъектов Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1 СК). Как отмечалось, иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не существует. Не могут быть предусмотрены они и законами субъектов Федерации. Указанными законами могут быть предусмотрены лишь случаи, в которых допускается передача ребенка в патронатную семью.
Основными среди названных форм являются так называемые семейные формы - усыновление, опека (попечительство) всех видов. Передача ребенка в семью во всем мире признается предпочтительным способом жизнеустройства ребенка по причинам в первую очередь психологического свойства. Как показывает многолетняя практика, коллективное воспитание оставленных своими родителями детей в специализированных учреждениях ни к чему хорошему не приводит. К сожалению, идеальных детских домов не бывает: даже если ребенок там обеспечен материально, окружить его душевной заботой со-трудники таких заведений могут не всегда.
Специфика усыновления как формы устройства детей состоит, во-первых, в бессрочном характере правоотношений и, во-вторых, как следствие, в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка.
Действительно, усыновление производится навсегда, тогда как, например, опека (попечительство) прекращается с приобретением ребенком полной гражданской дееспособности. Исключение представляют собой только возможные случаи отмены усыновления.
При усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей. Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени.
В соответствии с Законом об опеке опека над детьми - это такая форма устройства малолетних граждан, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (опекун) является законным представителем подопечного и со-вершает от его имени и в его интересах все юридически значимые действия. Попечительство над детьми - такая форма уст-ройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (попечитель) обязан оказывать содействие в осуществлении указанными лицами своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
В настоящее время законодательно закреплено несколько видов опеки и попечительства. Так называемая классическая ("обычная") опека (попечительство) осуществляется на безвозмездной основе. В свою очередь, "платная" опека (попечительство) имеет место на условиях предоставления опекунам (попечителям) вознаграждения в денежной или иной форме.
В соответствии с п. 6 ст. 145 СК РФ к видам "платной" опеки (попечительства) относятся приемная и патронатная се-мьи, т.е. опека (попечительство) по договору. Различия между приемной и патронатной семьей сводятся к тому, что прием-ная семья образуется в случаях, предусмотренных федеральным законодательством (гл. 21 СК), а патронатная - в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации. Иных различий между договором о приемной семье и договором о патро-натной семье (патронате, патронатном воспитании) не существует.
Кроме того, действующее законодательство не исключает иных видов возмездной ("платной") опеки (попечительства). Пункт 1 ст. 14 Закона об опеке упоминает о приемной и патронатной семьях лишь как о разновидностях опеки или попечи-тельства по договору.
4. Помимо семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 123 СК РФ предусматривает также возможность устройства детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех ти-пов.
К числу таких организаций относятся исключительно образовательные организации, медицинские организации, орга-низации, оказывающие социальные услуги, а также некоммерческие организации, если указанная деятельность не противо-речит целям, ради которых они созданы. Поэтому, например, допускается создание приюта при церкви в организационно-правовой форме учреждения (ст. 120 ГК), созданного религиозной организацией.
Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным Правительством РФ. К сожалению, в настоящее время такие требова-ния не установлены.
Правовое регулирование устройства детей в специализированные организации представлено в Семейном кодексе но-вой главой 22, введенной в Кодекс Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ. С момента введения в действие на-званного Закона утратило силу Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 "О детском доме семейного ти-па", поскольку действующее законодательство не предусматривает такой формы устройства детей.

Глава 19. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ