Семейный кодекс РФ (СК РФ) с комментариями к статьям

Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)


1. Усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 185-ФЗ в пункт 4 статьи 124 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции


4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

<Статья 123 | Статья 124 | Статья 125>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья посвящена не только определению круга лиц, в отношении которых может быть произведе-но усыновление. Прежде всего речь идет в ней о самом понятии усыновления. Устанавливается, что термин "усыновление" применяется как к случаям собственно усыновления, так и к случаям удочерения.
Усыновление возможно исключительно по отношению к несовершеннолетним детям. Сложились два вида усыновле-ния. Первый - усыновление детей отчимами или мачехами, т.е. супругами родителя ребенка. В этом случае фактически про-исходит узаконение отношений по воспитанию чужого ребенка. Ребенок при этом не относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей.
Второй вид - это усыновление иными гражданами. В этом случае основанием для усыновления является отсутствие родительского попечения в отношении ребенка.
В системе правовых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление занимает приоритет-ное место. Усыновление - это форма индивидуального устройства детей на постоянной основе, при которой права и обязан-ности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей (п. 1 ст. 137 СК). Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени, поскольку устройство ребенка в семью усыновителя носит бессрочный характер. Исключение составляют случаи отмены усыновления, которая производится, как и лишение родительских прав, исключительно в судебном порядке (ст. 140 СК).
Сходство усыновления и кровного родства проявляется и в положениях о тайне усыновления (ст. 139 СК). В отличие от некоторых других правовых систем отечественное право рассматривает усыновление как таинство. Как правило, усыновляемые дети не знают об отсутствии кровного родства с усыновителем, что сближает родство по происхождению и усыновление.
Весьма серьезные последствия усыновления обусловили то обстоятельство, что усыновление производится в судебном порядке.
Однако нельзя не признать, что в действительности усыновление распространено реже, чем иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это связано с рядом обстоятельств, в том числе и с тем, что усыновление по сравнению с иными формами устройства детей носит постоянный характер и влечет наиболее существенные правовые по-следствия - возникновение у усыновленных права на наследование за усыновителями (ст. 1147 ГК), права пользования жи-лым помещением собственника-усыновителя (ст. 137 СК, ст. 31 ЖК) и др.
2. Приоритет рассматриваемой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, означает, что при из-брании для ребенка формы устройства наиболее подходящей из них является усыновление.
Тем не менее во многих случаях допускается устройство детей в семью в иной форме (под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью). В качестве исключения при отсутствии возможности передать ребенка в семью допускается его передача в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, любого типа (ст. 155.1 СК).
Выбор формы устройства зависит от нескольких обстоятельств. В соответствии со ст. 20 Конвенции ООН о правах ре-бенка 1989 г. государство, обеспечивая замену ребенку его семейного окружения, должно учитывать "желательность преем-ственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык". Такое правило устанавливает и п. 1 ст. 123 СК РФ.
Кроме того, усыновление допускается при условии, что ребенку будет обеспечена возможность полноценного физиче-ского, психического, духовного и нравственного развития. На обеспечение такой возможности нацелены все положения гл. 19 СК.
Необходимо иметь в виду, что, располагая предоставленной ему ст. 122 и ст. 123 СК РФ возможностью, орган опеки и попечительства может самостоятельно избрать для ребенка форму устройства, передав его под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, - в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности - в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, любого типа. Следует помнить, что такие формы устройства являются временными и в любое время могут быть заменены усынов-лением, однако лишь при условии, что это не будет противоречить интересам ребенка. Практике известны случаи, когда опека, осуществляемая родственниками малолетних, прекращалась в связи с передачей детей на усыновление посторонним лицам с последующей переменой места жительства детей. При этом нарушались не только требования ст. 131 СК РФ о по-лучении предварительного согласия опекуна на усыновление подопечного, но и интересы ребенка, который в соответствии со ст. 55 СК РФ имеет право на общение с родственниками. Не учитываются в таких случаях и положения ст. 5 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.
Пункт 3 комментируемой статьи определяет еще один интерес ребенка, подлежащий учету при усыновлении, - воз-можность родственного общения с братьями и сестрами. В качестве общего правила устанавливается запрет на усыновление братьев и сестер разными лицами. Тем не менее суд может отойти от этого правила, если такое усыновление отвечает интересам детей. В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" приводятся примеры ситуаций, в которых допускается раздельное устройство братьев и сестер, - это случаи, когда дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья.
Усыновление детей осуществляется безотносительно к состоянию их здоровья. Существует миф о том, что тяжело-больные дети не передаются на усыновление или передаются только в семьи иностранных граждан. Это неверно.
3. Комментируемая статья закладывает основы для усыновления детей иностранными гражданами, лицами без граж-данства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ. Такое усыновление производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, наличие которых вызвано двумя обстоятельствами.
Во-первых, при усыновлении граждан РФ иностранцами, лицами без гражданства, а также гражданами России, про-живающими за рубежом, затрагивается прежде всего частный интерес - интерес усыновляемого ребенка. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. "усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтерна-тивного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая мог-ла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхож-дения ребенка является невозможным". Таким образом, ребенок имеет право по возможности воспитываться в стране своего происхождения. Этот же интерес охраняется и ст. 8 Конвенции, гарантирующей ребенку право на сохранение своей индиви-дуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
Во-вторых, во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражда-нами России, постоянно проживающими за пределами территории РФ, последствием усыновления может стать переезд ре-бенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства. Известно, что внутрен-нее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этой державы. Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гра-жданами затрагивается публичный интерес Российской Федерации - в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России.
4. Указанные в п. 3 настоящего комментария обстоятельства предопределяют специальные требования, предъявляе-мые к так называемому иностранному усыновлению.
Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства п. 4 комментируемой статьи установле-но два предварительных условия. Первое - невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Второе - истечение шести месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (см. ст. 1 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей").
В этих целях ст. 11 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения роди-телей" устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации о детях при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. На основании ст. 6 указанного Федерального закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия - у федерального оператора. В соответствии с Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденными Постановлением Прави-тельства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 (с изм. от 11 апреля 2006 г.), указанная информация вносится в анкету ребенка и направляется соответственно в региональный и федеральный банки данных о детях в трехдневный срок со дня ознакомления гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, со сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, а также принятия иных мер по его устройству в пределах России.
При вынесении судебного решения об усыновлении суд обязан проверить соблюдение названных процедур и устано-вить, предпринимались ли попытки устройства ребенка в семьи граждан РФ или в семьи родственников ребенка, прожи-вающих за рубежом, а также истек ли шестимесячный срок со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (см. ст. 272 ГПК).
5. Если ребенка желают усыновить граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, то усыновление также невозможно до истечения шестимесячного срока со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

На сайте также ищут:
Статья 131. Согласие на усыновление детей опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей
Статья 86. Участие родителей в дополнительных расходах на детей
Статья 101. Порядок заключения, исполнения, изменения, расторжения и признания недействительным соглашения об уплате алиментов
Статья 46. Гарантии прав кредиторов при заключении, изменении и расторжении брачного договора
Статья 86. Участие родителей в дополнительных расходах на детей