Семейный кодекс РФ (СК РФ) с комментариями к статьям

Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

1. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 настоящего Кодекса).

<Статья 125 | Статья 126 | Статья 126.1>

Научно-практический комментарий:

1. Правовые основы учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей, заложены в п. 3 ст. 122 СК РФ, а также в Федеральном законе "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Выше уже упоминалось принятое в соответствии с данным Федеральным законом Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 (с изм. от 11 апреля 2006 г.), которым были утверждены Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. В свою очередь, Министерство образования и науки РФ своим Приказом от 12 ноября 2008 г. N 347 определило порядок работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
2. Дети, подлежащие усыновлению, учитываются в общем порядке, предусмотренном для учета детей, оставшихся без попечения родителей (см. комментарий к ст. 122 СК).
3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи порядок учета кандидатов в усыновители определяется органами ис-полнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок первичного учета лиц, желающих усыновить детей, не мо-жет определяться на уровне федерального законодательства, поскольку такой учет осуществляют органы опеки и попечи-тельства. В настоящее время органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Федера-ции (см. ст. 34 ГК, ст. 121 СК). Кроме того, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Федерации, могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.
К сожалению, не во всех субъектах Федерации порядок учета кандидатов в усыновители в данный момент нормативно определен. Однако есть и такие субъекты Федерации, которые приняли соответствующие нормативные правовые акты. Так, например, в соответствии с Постановлением правительства Мурманской области от 24 мая 2002 г. N 168-ПП/6 (в редакции от 5 ноября 2002 г.) "Об утверждении Положения о порядке учета в Мурманской области кандидатов в усыновители - граждан Российской Федерации" учет кандидатов в усыновители, постоянно проживающих на территории Мурманской области и желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ, осуществляется муниципальными органами управления образованием по месту постоянного проживания граждан. Для осуществления учета кандидатов в усыновители в муниципальных органах управления образованием Мурманской области ведется журнал учета кандидатов. В тех случаях, когда кандидатам в усыновители не удается подобрать для усыновления ребенка по месту своего постоянного проживания, указанное Постановление предлагает им встать на учет в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, при комитете по образованию Мурманской области.
Аналогичные нормативные акты приняты и действуют в Омской, Оренбургской, Тамбовской областях.
4. Учет кандидатов в усыновители не на уровне органов местного самоуправления, а в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Кандидаты в усыновители могут предоставить о себе документированную информацию в государственный банк данных. Как установлено в ст. 11 названного Закона, это необходимо в целях получения ими доступа к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей (к анкетам детей). Вместе с тем указанный Закон не требует, чтобы до постановки на учет в региональные или федеральный банки данных о детях кандидат в усыновители обязательно встал на учет в органах опеки и попечительства по месту своего жительства. Требуется лишь предварительно получить в органах опеки заключение о возможности быть усыновителем.
В свою очередь, иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить детей, являющихся гражданами РФ, подлежат постановке на учет только в региональных или федеральном банках данных о детях в порядке, установленном разд. IV Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. Учет осуществляется на основании заявления кандидата в усыновители с приложением документов, перечисленных в п. 20 указанных Правил.

На сайте также ищут:
Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния
Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством
Статья 28. Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным
Статья 118. Уплата алиментов в случае выезда лица, обязанного уплачивать алименты, в иностранное государство на постоянное жительство
Статья 110. Удержание алиментов на основании соглашения об уплате алиментов