Семейный кодекс РФ (СК РФ) с комментариями к статьям

Статья 13. Брачный возраст

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

<Статья 12 | Статья 13 | Статья 14>

Научно-практический комментарий:

1. Минимальный брачный возраст в 18 лет установлен ст. 13 СК РФ как для мужчин, так и для женщин, поскольку именно с 18 лет у гражданина возникает в полном объеме гражданская дееспособность, т.е. способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские и иные права, в том числе по вступлению в брак, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК). Немаловажным фактором является и то, что к 18 годам необходимого развития дос-тигает физическое состояние будущих супругов, что имеет большое значение для рождения и воспитания здорового потом-ства. Предельный возраст для вступления в брак не установлен.
2. Как и ранее, законодатель допускает возможность снижения брачного возраста вступающих в брак. Однако новел-лой Семейного кодекса является то, что органами местного самоуправления брачный возраст будущих супругов может быть снижен до 16, а при наличии особых обстоятельств и менее лет.
В настоящее время минимальный возраст, когда при особых обстоятельствах возможно получить разрешение на всту-пление в брак, установлен в 14 лет (законы Республики Адыгея, Московской, Тюменской, Калужской, Тульской, Вологод-ской, Орловской, Нижегородской, Тамбовской областей, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского автономного округа) либо в 15 лет (законы Челябинской, Рязанской, Мурманской областей).
Снижение брачного возраста до указанных пределов представляет собой вынужденную, крайнюю меру, касается в равной мере обоих супругов и допускается в первую очередь в случаях беременности будущей супруги, рождения ею ребен-ка, угрозы жизни одной из сторон. В некоторых законах субъектов Российской Федерации уточняется, что особыми обстоя-тельствами, дающими право на разрешение вступить в брак гражданам Российской Федерации в возрасте от 14 до 16 лет, являются поздние сроки беременности (закон Республики Адыгея), наличие беременности (22 недели и более), прерывание которой противопоказано заключением медицинской комиссии либо невозможно из-за желания обеих сторон к ее сохране-нию (закон Мурманской области), беременность, подтвержденная справкой медицинского учреждения (закон Орловской области).
Среди других причин для снижения брачного возраста выделяют призыв жениха на службу в Вооруженные Силы России (закон Вологодской области), улучшение условий жизни для себя и будущего ребенка вступающей в брак беременной несовершеннолетней женщины, находящейся в тяжелых материальных или иных экстремальных условиях (сирота, неполная семья, неблагополучная семейная обстановка и др.) (закон Мурманской области).
Разрешение на вступление в брак лицам, не достигшим возраста 16 лет, оформляется, как правило, постановлением местной администрации.
В некоторых субъектах Российской Федерации разрешение на вступление в брак указанным лицам дает губернатор (законы Рязанской, Калужской, Нижегородской областей), член правительства, уполномоченный губернатором области (закон Московской области), Президент Республики (закон Республики Адыгея).
С разрешения органов местного самоуправления производится заключение брака с лицом, достигшим 16-летнего воз-раста, если такой несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным в силу эмансипации (ст. 27 ГК), т.е. если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Органам местного самоуправления предоставлено право разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16 лет, в любых других случаях, которые будут признаны ими уважительными.
В соответствующем решении должно быть указано: кому и на сколько лет (месяцев) снижен брачный возраст в связи с намерением вступить в брак с конкретным лицом. В случае отказа органа местного самоуправления выдать разрешение на вступление в брак лицам, не достигшим совершеннолетия, заинтересованным гражданам предоставлено право обжаловать такой отказ на основании гл. 25 ГПК РФ (см. также комментарий к ст. 11 СК).
Регистрация брака лиц, которым в установленном законом порядке снижен брачный возраст, производится на общих основаниях.
С ходатайством о снижении брачного возраста могут обратиться не только сами вступающие в брак, но и их родители, опекуны, попечители, другие лица и учреждения, на воспитании которых находятся несовершеннолетние (см. п. 2 ст. 123, п. 1 ст. 147 СК и комментарии к ним). Однако в последнем случае необходимо получить также согласие лиц, вступающих в брак.
Снижение брачного возраста вступающих в брак связано с приобретением последними дееспособности в полном объ-еме. При этом приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае рас-торжения брака до достижения супругами (или одним из них) 18 лет. Вместе с тем при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определенного судом (ст. 21 ГК).


1. С введением в действие Закона об опеке впервые в современной истории законодательства стал возможным учет волеизъявления родителей несовершеннолетнего подопечного при назначении ему опекуна или попечителя.
Во-первых, выразить такое волеизъявление родители смогут на тот случай, когда по уважительным причинам они не смогут осуществлять попечение в отношении ребенка. Так, например, в случаях отъезда родителя в длительную команди-ровку родитель, исполняя свои обязанности по отношению к ребенку, может осуществить временное устройство ребенка в любой форме, в частности оставив его на попечении няни по договору возмездного оказания услуг или на безвозмездном попечении бабушки или дедушки, иных близких родственников. Однако все эти лица, не будучи опекунами или попечите-лями, не имеют статуса законных представителей ребенка и не в состоянии защитить его интересы перед третьими лицами при наступлении каких-либо непредвиденных обстоятельств (болезни, травмы ребенка, причинения ребенком вреда и проч.). В необходимых случаях они будут вынуждены обращаться к помощи органа опеки и попечительства.
С введением в действие комментируемого Закона опека (попечительство) будет использоваться как форма устройства ребенка на период отсутствия или болезни его родителей или усыновителей (так называемая краткосрочная опека).
Установление опеки (попечительства) над ребенком на время отсутствия родителей по их просьбе отвечает интересам ребенка и позволяет обеспечить оперативную защиту его прав и интересов в необходимых случаях.
С целью установления опеки или попечительства на период отсутствия родителей последним необходимо подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности. В таком заявлении должны быть указаны конкретные причины оставления ребенка (детей) на попечение иного лица, а также фамилия, имя, отчество и место житель-ства того гражданина, которого родители хотели бы назначить в качестве опекуна или попечителя.
Нельзя не заметить, что в ч. 1 комментируемой статьи идет речь об обоих родителях ребенка и подразумевается пода-ча заявления только одним из родителей в случае, если второй умер или признан безвестно отсутствующим, но не определя-ется, каков порядок подачи заявления о назначении краткосрочной опеки (попечительства) в случаях, когда ребенок прожи-вает с одним из родителей. В соответствии со ст. 61 СК РФ родители имеют равные права в отношении своих детей, а ст. 64 Кодекса указывает, что законными представителями своих детей являются родители. Не составляют исключения и ситуации, в которых один из родителей проживает отдельно. С точки зрения действующего законодательства такой родитель обладает тем же объемом прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка, что и родитель, с которым проживает ребенок. Поэтому вышеупомянутое заявление о назначении краткосрочной опеки или попечительства следует подавать обоим родителям одновременно, вне зависимости от места их пребывания или жительства. Исключение, разумеется, составляют случаи лишения или ограничения родительских прав одного из родителей, а также случаи, когда один из родителей признан безвестно отсутствующим.
Следует, однако, иметь в виду, что волеизъявление родителя не может иметь абсолютное значение при решении во-проса о назначении опекуна или попечителя. Все требования, как основные, так и дополнительные, предъявляемые законо-дательством к личности опекуна или попечителя, должны быть соблюдены при назначении указанного родителями лица. Отказ в удовлетворении заявления родителей о назначении опекуна или попечителя их ребенку на период, когда по уважи-тельным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, может быть мотивирован не только несоответ-ствием личности кандидата в опекуны (попечители) требованиям законодательства, но и противоречием такого назначения интересам ребенка.
Как и все иные акты органа опеки и попечительства, акт об отказе в назначении опекуном или попечителем лица, ука-занного родителями несовершеннолетнего гражданина, может быть оспорен родителями в судебном порядке.
2. Во-вторых, в современном законодательстве до 1 сентября 2008 г. отсутствовали положения о праве родителя при жизни определить будущего опекуна (попечителя) ребенка на случай своей смерти.
До 1917 г. в российском праве вообще существовало два способа назначения опекунов и попечителей - по завещанию и по назначению <1>. Возможность в завещании определить опекуна своим детям советским законодательством не предос-тавлялась. Только по Гражданскому кодексу Белорусской ССР каждый из родителей имел право "в завещании или в особом заявлении указать опекуна или попечителя над личностью или имуществом несовершеннолетних детей в случае смерти".
--------------------------------
<1> См.: Вольман И.С. Опека и попечительство. СПб., 1903. С. 28.

Между тем, например, Германское гражданское уложение (§ 1776) закрепляет право родителей "назвать опекуна" в завещании. При этом волеизъявление родителей имеет преимущество перед решением опекунского суда. Последний вправе отказать в назначении опекуном выбранного родителями лицами лишь при условии, что это лицо не отвечает требованиям закона или его назначение будет противоречить интересам подопечного. Сходное правило действует в Венгрии, Италии, Польше, Чехии, Франции.
Обратившись к положительному опыту дореволюционного российского права и зарубежных правопорядков, законо-датель ввел правило, в соответствии с которым единственный родитель несовершеннолетнего ребенка вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение родитель может сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
Следует отметить, что указанное правило, содержащееся в окончательной редакции Закона об опеке, введенной в действие с 1 сентября 2008 г., существенным образом отличается от редакции, внесенной в Государственную Думу в 2005 г. Первоначально предполагалось, что заявление о назначении опекуна или попечителя на случай своей смерти смогут подать оба родителя ребенка, а кроме того, что такое распоряжение они смогут сделать в завещании в соответствии с нормами гражданского законодательства о наследовании. Соответствующие изменения предлагались проектом и для норм наследственного права (часть третья ГК РФ). Предполагалось, что завещатель будет вправе определить имущество, за счет которого опекун (попечитель) сможет производить расходы на содержание подопечного, а также имущество, за счет которого может производиться выплата вознаграждения опекуну (попечителю). Однако по причинам, от разработчиков законопроекта не зависящим, эта редакция была изменена.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством подать заявление о назначении опекуна или попе-чителя ребенку на случай своей смерти может лишь единственный родитель - в ситуациях, когда отцовство в отношении ребенка не было установлено либо когда второй родитель умер, объявлен умершим или лишен родительских прав. На случай одновременной гибели родителей заявление об определении ребенку опекуна или попечителя подано быть не может.
Представляется, что законодатель напрасно отказался и от закрепления возможности включения распоряжения роди-теля относительно опекуна или попечителя в текст завещания.