Семейный кодекс РФ (СК РФ) с комментариями к статьям

Статья 146. Опекуны (попечители) детей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 351-ФЗ в пункт 1 статьи 146 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2012 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями):

лица, лишенные родительских прав;

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).

2. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

3. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья (пункт 1 статьи 127 настоящего Кодекса) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

<Статья 145 | Статья 146 | Статья >

Научно-практический комментарий:

1. Согласно ч. 2 ст. 11 Закона об опеке опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в пись-менной форме органом опеки и попечительства.
С целью своевременного назначения несовершеннолетним гражданам опекунов и попечителей, в том числе выпол-няющих свои обязанности по договору, на органы опеки и попечительства возложены обязанности по подбору, учету и под-готовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах. Порядок осуществления органами опеки и попечительства этих функций определен Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".
Органы опеки и попечительства, исполняя свои обязанности по подбору кандидатов в опекуны, должны формировать своего рода "банк данных" о лицах, которые выразили желание принять ребенка в семью. Информация о потенциальных опекунах должна постоянно обновляться. Орган опеки и попечительства обязан подготовить гражданина, выразившего же-лание стать опекуном, в том числе:
а) ознакомить его с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными законодательством РФ и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации;
б) организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицин-ских знаний;
в) обеспечить психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия для оцен-ки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.
Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется по примерной программе, утверждаемой Министерством образования и науки РФ.
Вместе с тем необходимо отметить, что подготовка гражданина, выразившего желание стать опекуном, в том числе его обучение, может проводиться исключительно с согласия такого гражданина. Понуждение к прохождению процедур, перечисленных в п. 14 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, незаконно.
Кроме того, отказ в назначении опеки или попечительства гражданину, который не прошел указанные процедуры, не-допустим. Действующие законодательные акты - ГК РФ, СК РФ и Закон об опеке - не предусматривают такого требования к личности опекуна (попечителя), как требование о прохождении им предварительной подготовки, включая обучение или пси-хологическое обследование.
2. Подбор кандидатуры опекуна (попечителя) должен осуществляться в соответствии со следующими правилами. В соответствии со ст. 35 ГК РФ обязательными требованиями к кандидатуре любого опекуна (попечителя) являются:
1) достижение им возраста 18 лет;
2) полная гражданская дееспособность лица, т.е. отсутствие вступивших в силу в его отношении решений суда о при-знании гражданина недееспособным в порядке ст. 29 ГК РФ или об ограничении дееспособности гражданина в порядке ст. 30 ГК РФ;
3) отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав (вне зависимости от времени его вынесения);
4) отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (гл. 16 УК РФ).
3. Специальные требования к кандидатуре опекуна (попечителя), назначаемого несовершеннолетним лицам, помимо вышеуказанных предъявляет Семейный кодекс РФ, ст. 146 которого добавляет несколько запретов на назначение опекуна (попечителя). Такими лицами не могут быть:
- лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией. Наличие этих заболеваний может быть подтверждено лишь справкой из медицинского учреждения или заключением врачебной комиссии;
- лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
- лица, ограниченные в родительских правах;
- бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине. В данном случае основанием для отказа заявителю в назначении его опекуном (попечителем) может служить лишь вступившее в силу решение суда, в мотивировочной части которого указаны причины отмены усыновления;
- лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. В настоящее вре-мя действует утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью <1>. Установ-лен и специальный порядок прохождения освидетельствования <2>, при котором пригодность кандидата сообщается учреждением здравоохранения непосредственно органу опеки и попечительства.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 (с изм. от 19 марта 2001 г.) "Об утверждении Перечня за-болеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в прием-ную семью".
<2> Приказ Минздрава России от 10 сентября 1996 г. N 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями" (зарегистрирован в Минюсте Рос-сии 2 октября 1996 г. N 1171) // Российские вести. 17.10.1996.

Перечисленные условия должны быть соблюдены все одновременно.
4. К факультативным (рекомендательным) условиям для назначения лица опекуном (попечителем) ст. 35 ГК РФ отно-сит:
1) его нравственные и иные личные качества. Закон не уточняет, какие именно качества имеются в виду, и орган опеки и попечительства должен руководствоваться общепринятыми нормами морали. Назначение нежелательно в отношении лиц, ранее судимых за некоторые преступления против личности, не упомянутые в п. 2 ст. 35 ГК РФ; в отношении лиц, злоупот-ребляющих спиртными напитками и наркотическими средствами; в отношении лиц, не работающих и не имеющих постоян-ного источника доходов, и пр.;
2) способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, под которой следует понимать состояние здоро-вья и возраст лица, позволяющие полноценно совершать как фактические, так и юридические действия в пользу подопечно-го;
3) отношения, существующие между кандидатом и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Это могут быть отношения родства, свойства и др. Закон не устанавливает приоритет родственных связей, однако они наиболее предпочти-тельны для опекунов (попечителей) и их подопечных. Поскольку обязанности опекунов и попечителей исполняются безвоз-мездно, то, скорее всего, согласие взять их на себя изъявит то лицо, которому в силу родства судьба подопечного небезраз-лична.
Неприязненные отношения или отсутствие каких бы то ни было взаимоотношений между будущим опекуном (попе-чителем) и подопечным должны быть приняты органом опеки и попечительства во внимание, однако назначению кандидата во всех случаях не препятствуют;
4) желание подопечного, учет которого производится органом опеки и попечительства, если подопечный в состоянии такое желание выразить. Заметим, что в соответствии с п. 4 ст. 145 СК РФ устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста 10 лет, осуществляется с его согласия. Таким образом, необходимо в том числе выяснить желание ребенка, не достигшего возраста 10 лет, по поводу назначения ему опекуна (попечителя) и отразить результат опроса в документах, оформляемых при установлении опеки (попечительства);
5) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя). Для того чтобы это требование исполнить, необходимо выявить наличие у кандидата членов семьи и выяснить их мнение о возможности проживания ребенка с ними. Правительст-во РФ включило в перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, письменное согласие проживающих совместно с ним совершеннолетних членов его семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, на прием ребенка (детей) в семью. Вместе с тем отсутствие согласия членов семьи будущего опекуна (попечителя) само по себе не влечет безусловного отказа в назначении опекуна. Так, например, в случае пребывания одного из членов семьи в длительной командировке такое согласие получить вряд ли возможно. В силу по-ложений Семейного кодекса и Закона об опеке это обстоятельство не препятствует назначению опеки (попечительства).
Перечисленные условия, в сущности, не являются запретами на установление опеки или попечительства. Поэтому на-значение опекунов (попечителей) должно производиться с учетом конкретных обстоятельств, а главное, исходя из интересов подопечного лица.
5. В соответствии со ст. 10 Закона об опеке Правительство РФ утвердило перечень документов, представляемых граж-данином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, а также сроки представления таких документов <1>. Пунктом 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями не-совершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных уста-новленных семейным законодательством РФ формах, на граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями), возложена обязанность представить в орган опеки и попечительства 11 документов, три из которых представляются при их наличии. Однако не все требования из предусмотренных в этих Правилах отвечают закону.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".

Так, гражданское и семейное законодательство не предусматривает такого требования к личности опекуна (попечите-ля), как наличие у него жилого помещения, тем более жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим правилам и нормам. Между тем названные Правила требуют от гражданина представления им выписки из домовой (поквар-тирной) книги с места жительства или иного документа, подтверждающего право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, копии финансового лицевого счета с места жительства, справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданной соответствующим уполномоченным органом. Заметим, что в Правилах при этом допущена ошибка: выписка из домовой (поквартирной) книги не подтверждает право пользования жилым помещением. Право собственности на жилое помещение подтверждает, например, договор купли-продажи и свидетельство о государственной регистрации права собственности. В свою очередь, право пользования жилым помещением, возникшее по договору найма, подтверждает подписанный сторонами договор найма жилого помещения в письменной форме (ст. 674 ГК).
Не существует и такого требования к кандидатуре опекуна (попечителя), как наличие у него дохода или документаль-но подтвержденного дохода. Однако в Правилах упоминается обязанность кандидата представить справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - некий "иной документ, подтверждающий доходы".
Отметим также, что ни один нормативный правовой акт не определяет порядок и основания выдачи такого рода доку-ментов, "подтверждающих доходы" граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, а также иных граждан, не состоящих с кем-либо в отношениях, регулируемых трудовым законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 НК РФ индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют свои доходы и расходы в порядке, определяемом Министерством финансов РФ. Как установлено Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г. "Об ут-верждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей", учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя. Крайне затруднительно предположить, что орган опеки и попечительства сможет установить наличие или отсутствие у предпринимателя чистого дохода, а также объем такого дохода индивидуального предпринимателя, ознакомившись с названной книгой. Следует иметь в виду, что налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налоговых органов выдачи органам опеки и попечительства по их запросам каких-либо сведений о доходах граждан. Обязанность предоставить такого рода сведения в орган опеки и попечительства не закреплена также в Гражданском и Семейном кодексах и в Законе об опеке.
Таким образом, ряд требований, установленных п. 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших жела-ние стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения роди-телей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, противоречит действующему законодательству.
Отказ гражданину в назначении его опекуном (попечителем) по причине непредставления им документа, подтвер-ждающего право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, копии финансового ли-цевого счета с места жительства, справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданной соответствующим уполномоченным органом, а также справки с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иного документа, подтверждающего доходы, не основан на законе. Такой отказ может быть оспорен заявителем в судебном порядке в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона об опеке.