Семейный кодекс РФ (СК РФ) с комментариями к статьям

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

<Статья 1 | Статья 2 | Статья 3>

Научно-практический комментарий:

1. В комментируемой статье определяется предмет правового регулирования семейного законодательства. Его образует система семейных отношений. Понятно, что характеристика такого рода социальных связей вряд ли возможна без определения ключевого понятия - что есть семья. Около 100 лет назад В.И. Синайский указывал: "К сожалению, в нашем праве понятие семьи лишено всякой определенности и ясности" <1>. С тех пор в этом вопросе мало что изменилось. По-прежнему нет официального определения семьи (да и нужно ли оно?). В различных отраслях законодательства (гражданском, жилищном, трудовом и т.д.) в понятие "семья" вкладывается разное содержание. Как и прежде, продолжаются споры в юридической науке <2>.
--------------------------------
<1> Синайский В.И. Указ. соч. С. 483.
<2> Обзор мнений см.: Пчелинцева Л.М. Указ. соч. С. 2 - 6.

Как представляется, с точки зрения юридической понятие "семья" не имеет и не может иметь четкого и незыблемого содержания. Иное дело - определение круга членов семьи. Закон, отталкиваясь от обыденного понимания семьи, преследуя определенные цели, указывает, кого следует относить к числу членов семьи. При этом нельзя отрицать наличия изрядной доли субъективизма. Так, в силу ч. 2 ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР 1983 г. к членам семьи нанимателя относились суп-руг нанимателя, их дети и родители (при условии совместного проживания с нанимателем). Некоторые иные категории гра-ждан могли быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживали совместно с нанимателем и вели с ним общее хозяйство. В ныне действующем (с 1 марта 2005 г.) Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ, ЖК) очерчен более узкий круг граждан, считающихся членами семьи нанимателя. В силу ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители этого нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого по-мещения по договору социального найма в судебном порядке.
Конечно, при разработке закона нет и не может быть ничем не ограниченного произвола (потому и сказано, что закон отталкивается от обыденного понимания семьи). Но меняется наше представление о семье, меняется и закон. При этом имеет место усмотрение законодателя.
По мнению Г.Ф. Шершеневича, семья представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих <1>. В комментируемой статье к членам семьи отнесены: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). Одно-временно указывается, что семейное законодательство в случаях и пределах, предусмотренных законодательством, регули-рует также отношения между другими родственниками и иными лицами и, кроме того, определяет формы и порядок устрой-ства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
--------------------------------
<1> См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 406.

Понятие семьи осознается скорее инстинктивно. Закон, с одной стороны, отражает это понятие, а с другой - регулиру-ет отдельные участки социальных связей, примыкающих к собственно семейным отношениям, а иногда в реальной жизни являющихся ими. Будучи урегулированными нормами семейного права, все эти социальные связи условно именуются се-мейными отношениями.
Семья есть явление социальное <1>. Она "представляет собой сложный комплекс естественно-биологических, психо-логических, духовных, материальных связей. Далеко не во всех своих элементах они приемлют правовое регулирование" <2>. Поэтому, думается, следует признать, что закон, не давая определения семьи, не стремясь урегулировать "все и вся", касающееся семьи, определяет права и обязанности членов семьи (и некоторых иных лиц). На большее право не способно.
--------------------------------
<1> Если верить Г.Ф. Шершеневичу, семья - "основная ячейка государственного организма" (см.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407). По Г.В. Плеханову, семья представляет собой естественную ячейку общества (см.: Плеханов Г.В. К вопро-су о развитии монистического взгляда на историю. М., 1949. С. 146).
<2> Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. С. 5 (автор главы - В.Ф. Яковлев).

2. Очень важно отметить, что отношения, регулируемые семейным законодательством, возникают на основе брака, родства, усыновления, опеки и попечительства, принятия детей на воспитание.
3. Семейное законодательство регулирует имущественные и неимущественные отношения, складывающиеся между членами семьи, и в предусмотренных законом случаях - между иными лицами.
Наиболее важные положения о регулировании имущественных отношений (в том числе входящих в предмет семейно-го права) сосредоточены в ГК РФ. Они получили развитие в СК РФ (см., в частности, ст. ст. 33 - 34 СК и соответствующие комментарии).
Среди неимущественных отношений, входящих в предмет семейного законодательства, следует выделить отношения организационные (см., например, ст. 122 СК) и личные неимущественные (см., например, ст. ст. 31, 32, 58 СК и др.).
4. Отношения, входящие в предмет семейного права, характеризуются тем, что их субъектами являются физические лица. Вместе с тем семейное законодательство содержит ряд норм, адресованных иным лицам (например, органам опеки и попечительства). Семейные отношения являются длящимися, носят личный характер.


1. В комментируемой статье даются определения основных понятий, используемых в настоящем Законе и Федераль-ном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве", а именно понятий "опека", "попечительство", "подопечный", "недееспособный гражданин" и "не полностью дееспособный гражданин". Ни СК РФ, ни ГК РФ не давали определений понятий "опека", "попечительство", "подопечный", "не полностью дееспособный гражданин", а указывали лишь на то, что опека и попечительство устанавливаются в целях защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
2. Опека и попечительство могут рассматриваться в нескольких значениях.
Прежде всего для целей гражданско-правового регулирования опека представляет собой законное представительство, способ восполнения дееспособности лиц, которые не обладают ею в полном объеме. Попечитель, в свою очередь, не заме-щает собой подопечного, но, как известно, дополняет своей волей волю подопечного.
Однако для семейного права опека и попечительство (которые в семейном праве возможны только над несовершенно-летними) - это одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, поскольку опека и попечительство устанавливаются не только над несовершеннолетними, но и над со-вершеннолетними гражданами, законодатель должен был закрепить общее легальное определение понятий "опека" и "попе-чительство".
Опека (попечительство) в отношении как детей, так и взрослых подопечных определена как форма их устройства.
Как указывает Л.Ю. Михеева, устройство гражданина как вид социальной заботы представляет собой "закрепление органами государственного управления (или местного самоуправления) за нуждающимся в социальной заботе гражданином лица (лиц), обязанного(-ых) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические или (и) юридические действия, направленные на удовлетворение его потребностей, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов нуждающегося в заботе лица" <1>.
--------------------------------
<1> Михеева Л.Ю. Указ. соч. С. 42.

Опека и попечительство выступают такой формой устройства граждан, которая предполагает только инди-видуальное оказание помощи, ухода и попечения недееспособному или не полностью дееспособному гражданину со стороны определенного физического лица (физических лиц). Следовательно, юридические лица (организации) не могут называться опекунами или попечителями в буквальном смысле этого слова.
Различие между опекой и попечительством известно. Опекуны назначаются малолетним гражданам (не достигшим возраста 14 лет несовершеннолетним) и признанным судом недееспособными гражданам. Попечители назначаются несо-вершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет и гражданам, ограниченным судом в дееспособности.
3. Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2008 г.) дети, оставшиеся без попечения ро-дителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в прием-ную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения ро-дителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреж-дения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). В соответствии с п. 2 этой же статьи до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в п. 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
Таким образом, в семейных правоотношениях опека и попечительство - это одна из наиболее распространенных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. До вступления в силу Закона об опеке большинство норм об опеке (попечительстве) содержалось в гл. 20 СК РФ, в ГК РФ (ст. ст. 31 - 40), которые применяются в том числе и к опеке (попечительству) над детьми.
В таблице 2 дан сравнительный анализ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а именно срав-нение опеки (попечительства) с усыновлением, а также приемной семьей, которая до 1 сентября 2008 г. рассматривалась как самостоятельная форма устройства детей.

Таблица 2

Усыновление Опека/попечи-
тельство Приемная семья
1. Федеральные
нормативные акты,
регулирующие
особенности
данной формы Семейный кодекс РФ,
Постановление Пра-
вительства Рос-
сийской Федерации
от 29 марта 2000 г.
N 275 "Об утвер-
ждении Правил
передачи детей
на усыновление
(удочерение) и
осуществление
контроля за
условиями их жизни
и воспитания в
семьях усыновите-
лей на территории
Российской
Федерации и Правил
постановки на учет
консульскими
учреждениями
Российской
Федерации детей,
являющихся гражда-
нами Российской
Федерации и
усыновленных ино-
странными гражда-
нами или лицами
без гражданства" Семейный кодекс
РФ;
Гражданский
кодекс РФ Семейный кодекс
РФ
2. Основание
возникновения Решение суда Акт органа опеки
и попечительства Акт органа опеки
и попечительства
и договор между
приемными роди-
телями и орга-
нами опеки и
попечительства
3. Орган, прини-
мающий решение об
устройстве ребенка Суд Орган опеки и
попечительства Орган опеки и
попечительства
4. Согласие
ребенка Требуется, если
ребенок достиг
10 лет Требуется, если
ребенок достиг
10 лет Требуется, если
ребенок достиг
10 лет
5. Характер
возникающих
отношений
с детьми Родительские
правоотношения Родительские
правоотношения
не возникают,
у ребенка
частично могут
сохраняться
правоотношения
с родителями Родительские
правоотношения
не возникают,
у ребенка
частично могут
сохраняться
правоотношения
с родителями
6. Выплачивается
ли вознаграждение
лицам, которым
передаются дети
на воспитание Нет Только в случаях
возмездной опеки
или попечи-
тельства (ст. 14
Закона об опеке) Да
7. Возникают ли
алиментные
обязательства
между детьми и
лицами, которым
переданы дети
на воспитание Да Нет Нет
8. Количество
детей Не ограничено Не ограничено В приемной семье
не должно быть
более восьми
детей
9. Прекращение
правоотношений Отмена усыновления
производится в
судебном порядке По основаниям,
предусмотренным
гражданским за-
конодательством
для прекращения
опеки или
попечительства По основаниям,
предусмотренным
гражданским за-
конодательством
для прекращения
обязательства,
а также в связи
с прекращением
опеки и
попечительства

Одной из новелл Федеральных законов "Об опеке и попечительстве" и "О внесении изменений в отдельные законода-тельные акты в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" является определение приемной и па-тронатной семей как разновидностей опеки и попечительства. До 1 сентября 2008 г. Семейный кодекс РФ рассматривал при-емную семью как самостоятельную форму, а некоторыми субъектами Федерации введены патронатные семьи как особые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С момента введения в действие комментируемого Закона и приемная семья, и патронатная семья с точки зрения федерального законодательства являются разновидностями возмездной опеки или попечительства (см. комментарии к ст. ст. 14 и 16 Закона).
4. Рассматривая определения понятий, приведенных в настоящей статье, необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недее-способными вследствие психического расстройства. На основании ст. 33 ГК РФ попечительство устанавливается над несо-вершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Согласно п. 1 ст. 28 ГК РФ малолетними являются граждане, не достигшие 14 лет. В соответствии с п. 1 ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательст-вом.
К лицам, отсутствие полной дееспособности которых восполняет попечитель, относятся несовершеннолетние в воз-расте от 14 до 18 лет, а также лица, ограниченные в дееспособности. Согласно п. 1 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в воз-расте от 14 до 18 лет совершают сделки, за исключением названных в п. 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.
В соответствии со ст. 30 ГК РФ гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркоти-ческими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство. Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.
Порядок ограничения дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным определяются гл. 31 ГПК РФ.
Заявление об ограничении гражданина в дееспособности может быть подано:
- членами семьи этого гражданина, в число которых входят супруг, дети, родители, другие родственники, нетрудоспо-собные иждивенцы, которые проживают с ним и ведут общее хозяйство. Члены семьи, проживающие отдельно, не могут возбудить дело об ограничении гражданина в дееспособности. Факт совместного проживания может быть подтвержден вы-пиской из домовой книги. Не может быть ограничен в дееспособности гражданин, проживающий отдельно;
- органами опеки и попечительства;
- психиатрическими (психоневрологическими) учреждениями.
Заявление о признании гражданина недееспособным может быть подано не только теми лицами, которые могут ини-циировать возбуждение дела об ограничении гражданина в дееспособности, но и членами семьи и близкими родственниками независимо от совместного проживания. К близким родственникам относятся в данном случае родители, дети, родные братья и сестры, супруги.
Для признания гражданина недееспособным необходима судебно-психиатрическая экспертиза, которая проводится на основании Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон о психиатрической помощи), Приказа Минздравсоцразвития России от 30 мая 2005 г. N 370 "Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений" <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 19.07.2005. N 155.

Назначение судебно-психиатрической экспертизы возможно не только на стадии судебного разбирательства, но и на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Согласно ст. 14 Закона о психиатрической помощи судебно-психиатрическая экспертиза назначается по уголовным и гражданским делам и производится по основаниям и в порядке, предусмотренным УПК РФ и ГПК РФ.
В случае отсутствия оснований для назначения судебно-психиатрической экспертизы суд может не назначать ее про-ведение. При этом, а также тогда, когда в ходе судебно-психиатрической экспертизы не подтвердилось, что гражданин не может понимать значение своих действий или руководить ими, суд отказывает в удовлетворении требования.
Решение суда об ограничении дееспособности и признании гражданина недееспособным должно соответствовать требованиям ст. 198 ГПК РФ и в резолютивной части содержать вывод суда о признании гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, ограниченно дееспособным или об отказе в удовлетворении заяв-ленной об этой просьбы (о признании недееспособным). Разрешение вопроса об установлении опеки и попечительства в компетенцию суда не входит.
Для назначения попечителя суд обязан в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу выслать ко-пию этого решения органу опеки и попечительства по месту жительства лица, признанного ограниченно дееспособным, не-дееспособным (ст. 34 ГК).
5. К юридически значимым действиям, которые совершаются опекунами и упоминаемым в п. 1 комментируемой ста-тьи, относятся не только те действия, которые предусмотрены гражданским и семейным законодательством. Это и иные дей-ствия, для совершения которых необходимо волеизъявление правообладателя или законного представителя, в качестве которого выступает опекун или попечитель <1>. Так, например, согласно п. 5 ст. 7 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" <2> медицинское освидетельствование несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, может проводиться по просьбе или с согласия их законных представителей, которые имеют право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования.
--------------------------------
<1> Вопрос о правовом статусе попечителя как законного представителя является спорным. См. подробнее: Михеева Л.Ю. Представительство прав и интересов подопечных // Современное право. 2001. N 7. С. 22 - 27.
<2> СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1212.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о психиатрической помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также ли-цу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Статьей 9 этого же Закона преду-смотрено, что для реализации прав и законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи, а ст. 11 - что согласие на лечение несовершеннолетнего в воз-расте до 15 лет, а также лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, дается их законными пред-ставителями после сообщения им сведений, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи. В п. 2 ст. 12 предусмотрено, что лицу, отказывающемуся от лечения, либо его законному представителю должны быть разъяснены возможные последствия пре-кращения лечения. Отказ от лечения с указанием сведений о возможных последствиях оформляется записью в медицинской документации за подписью лица или его законного представителя и врача-психиатра.
О случаях, в которых законными представителями подопечных могут выступать не только опекуны, но и попечители, см. комментарий к ст. 15 Закона об опеке.
6. В п. 5 комментируемой статьи впервые предусматривается понятие "не полностью дееспособный гражданин". К не полностью дееспособным гражданам относятся лица, которые обладают частичной дееспособностью, т.е. несовершеннолетние граждане в возрасте от 6 до 18 лет, в том числе малолетние, а также граждане, ограниченные судом в дееспособности. Исключение составляют несовершеннолетние, приобретшие полную дееспособность до 18 лет. Основаниями этого могут быть вступление в брак или эмансипация.
Особенности вступления в брак до 18 лет определены Семейным кодексом РФ. Согласно абз. 1 п. 2 ст. 13 Кодекса при наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе разрешить вступить в брак лицам, достигшим воз-раста 16 лет по их просьбе. Снижение брачного возраста производится органами местной администрации по месту житель-ства лиц, вступающих в брак. Отказ в снижении брачного возраста может быть обжалован в суде. Кроме того, согласно абз. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоя-тельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Законодательство субъектов Федерации в этой сфере весьма разнообразно. Попытки его унификации нормами Семей-ного кодекса РФ в 2002 г. оказались безуспешными. Совет Федерации Федерального Собрания РФ, отклонивший соответст-вующий законопроект, посчитал его поощрением государством практики создания семей несовершеннолетними граждана-ми, а также противоречащим Нью-Йоркской конвенции ООН "О согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регист-рации браков" 1962 г., в которой участвует Российская Федерация <1>.
--------------------------------
<1> Сборник ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XVII сессии. Нью-Йорк, 1963. С. 32.

В настоящее время соответствующие законы приняли 22 субъекта Российской Федерации. В трех субъектах Федера-ции (Республике Башкортостан, Новгородской и Орловской областях) возрастные ограничения вообще отсутствуют, т.е. брак может быть разрешен и лицу, не достигшему 14-летнего возраста (малолетнему и полностью недееспособному - ст. 28 ГК). В других субъектах Федерации снижение возраста возможно до 14 или 15 лет. Как правило, в качестве особых обстоя-тельств субъекты Федерации определяют факт беременности или рождения ребенка. К ним также могут относиться отсутст-вие обоих родителей у вступающих в брак, непосредственная угроза жизни одному из вступающих в брак либо иные чрез-вычайные обстоятельства. Например, ст. 3 Закона Вологодской области от 14 августа 1996 г. N 95-ОЗ "О снижении брачного возраста" таким обстоятельством признан предстоящий призыв жениха на военную службу. В Московской области эти вопросы регулируются Законом Московской области от 15 мая 1996 г. N 9/90 "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет" <1> и Постановлением правительства Московской области от 19 мая 1997 г. N 100-ПГ "О наделении полномочиями принятия решений о разрешении на вступление в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет, и сроках рассмотрения заявлений о разрешении на вступление в брак" <2>. Жителям Московской области, не достигшим 16 лет, брачный возраст может быть снижен до 14 лет при наличии одного из следующих обстоятельств: рождение ребенка, беременность либо угроза жизни.
--------------------------------
<1> Вестник Московской областной Думы. 1996. N 7.
<2> Вестник Московской областной Думы. 1997. N 7.

Объявление несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипация) определяется ст. 27 ГК РФ и гл. 32 ГПК РФ. Впервые в российском законодательстве институт эмансипации появился с принятием Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособ-ным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
По общему правилу эмансипация производится органом опеки и попечительства по месту жительства несовершенно-летнего. Обязательным условием при этом является согласие законных представителей несовершеннолетнего. Заявление о признании гражданина полностью дееспособным может быть подано не только самим несовершеннолетним, но и по его просьбе его законными представителями (например, одним из родителей, в то время как другой родитель возражает против эмансипации) или органом опеки и попечительства.
Суд должен принять заявление также при согласии на эмансипацию ребенка одним из родителей и отсутствии согла-сия со стороны другого, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 27 ГК РФ орган опеки и попечительства может принять решение об эмансипации только при согласии обоих родителей.
Согласно п. 2 ст. 27 ГК РФ родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эманси-пированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда. Все сделки эмансипированный гражданин может совершать самостоятельно без согласия законных представителей.