Семейный кодекс РФ (СК РФ) с комментариями к статьям

Статья 21. Расторжение брака в судебном порядке

1. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

2. Расторжение брака производится в судебном порядке также в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и другое).

<Статья 20 | Статья 21 | Статья 22>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемой статьей устанавливаются случаи, в которых расторжение брака между супругами производится в судебном порядке. Основной целью установления такого порядка является необходимость защиты прав и законных интере-сов несовершеннолетних детей или одного из супругов в обстоятельствах, когда есть основания полагать, что права и инте-ресы указанных лиц могут быть нарушены в случае расторжения брака во внесудебном порядке (в органах загса).
К таким случаям относятся:
- наличие у супругов общих несовершеннолетних детей;
- отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака;
- уклонение одного из супругов от расторжения брака.
2. Право супруга на обращение в суд с иском о расторжении брака ограничено нормой ст. 17 настоящего Кодекса, со-гласно которой муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака, в том числе во время беремен-ности жены. Следует учитывать, что в данном случае речь идет о состоянии жены, в связи с которым закон предоставляет ей дополнительную защиту, вводя судебный порядок рассмотрения дела о расторжении брака. При этом не имеет значения, является ли супруг, инициирующий расторжение брака, отцом будущего ребенка.
Кроме того, муж лишен права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака в течение года после рожде-ния ребенка. Данное положение также направлено на защиту интересов женщины и согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" распространяется и на случаи, когда ребенок родился мертвым или умер до достижения им возраста одного года.
3. Наличие общих несовершеннолетних детей не препятствует расторжению брака во внесудебном порядке с лицами, признанными судом безвестно отсутствующими либо недееспособными, а также осужденными за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака с указанными лицами в соответствии с п. 2 ст. 19 СК РФ производится в органах записи актов гражданского состояния.
Предусмотренный п. 2 ст. 19 СК РФ порядок расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния с ли-цами, признанными недееспособными вследствие психического расстройства, не распространяется на случаи расторжения брака с лицами, ограниченными в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Расторжение брака по искам, предъявленным к указанным лицам, а также по искам этих лиц производится в общем порядке.
4. Основанием для расторжения брака в суде является заявление одного из супругов. В заявлении о расторжении бра-ка помимо основного требования о расторжении брака могут содержаться требования о взыскании алиментов на содержа-ние ребенка или самого супруга, требования о разделе имущества. Исковое заявление о расторжении брака должно отвечать требованиям ст. 131 ГПК РФ. В нем указывается: когда и где зарегистрирован брак; имеются ли общие дети, их возраст; достигнуто ли супругами соглашение о содержании и воспитании детей; при отсутствии согласия на расторжение брака - мотивы расторжения брака; имеются ли другие требования, которые могут быть рассмотрены одновременно с иском о расторжении брака. К заявлению прилагаются: свидетельство о заключении брака, копии свидетельств о рождении детей, документы об уплате государственной пошлины, а также подтверждающие заработок и размер иных источников доходов (в случае если заявлены требования о взыскании алиментов или о снижении размера государственной пошлины).
Государственная пошлина при подаче искового заявления о расторжении брака в соответствии с п. 5 ст. 333.19 НК РФ составляет 200 руб.
5. В случаях, указанных в п. 2 комментируемой статьи (при отсутствии у супруга возражений на расторжение брака), суд расторгает брак без выяснения мотивов развода (см., в частности, Определение Верховного Суда РФ от 10 января 2003 г. N 5-В02-406 <1>).
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".


1. Комментируемая статья определяет прежде всего случаи, в которых опекунам и попечителям необходимо получить предварительное разрешение органа опеки и попечительства. Необходимо отметить, что это чрезвычайно широкий круг ситуаций, включающих случаи участия подопечного как в материальных, так и в процессуальных правоотношениях. Комментируемая статья применяется в случаях управления имуществом как совершеннолетних, так и несовершеннолетних подопечных.
Общее правило заключается в том, что предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется всегда, когда действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.
К числу таких действий комментируемая статья относит прежде всего сделки по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), сделки, влекущие за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, а также отказ от иска, поданного в интересах подопечного. Кроме того, уменьшение стоимости имущества подопечного может повлечь отказ взыскателя по исполнительному производству от взыскания, отказ от права на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ), а также, возможно, иные юридически значимые действия.
Иные действия, о которых идет речь в комментируемой статье, не всегда могут повлечь уменьшение имущества подо-печного, но тем не менее тоже не должны совершаться без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. В ч. 1 комментируемой статьи упоминается о таких случаях, как передача имущества подопечного внаем, в аренду, в безвоз-мездное пользование или в залог, раздел его имущества или выдел из него долей, заключение в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного, заключение мирового соглашения с должником по исполнительному произ-водству, в котором подопечный является взыскателем, а также выдача доверенности от имени подопечного.
Прокомментированные правила согласуются с нормами ст. 37 ГК РФ в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2008 г.
2. Зачастую сделки совершаются опекунами или попечителями на незначительные суммы. В таких случаях получение всякий раз предварительного разрешения органа опеки и попечительства на сделку вызовет серьезные трудности в исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей. Поэтому Закон об опеке не запрещает органу опеки и попечительства выдавать предварительное разрешение не на одну конкретную сделку с имуществом, а на целый ряд сделок или юридически значимых действий, которые могут быть в будущем совершены опекуном или попечителем.
Речь может идти, например, о получении опекуном денежных средств, причитающихся подопечному в качестве посо-бия. Пункт 1 ст. 37 ГК РФ требует, чтобы расходование таких денежных средств подопечного осуществлялось с предвари-тельного разрешения органа опеки и попечительства.
В случае если у органа опеки и попечительства нет оснований не доверять опекуну, целесообразно однократно выдать разрешение на получение и расходование денежных средств, причитающихся подопечному в качестве пособий. Более того, такое разрешение может быть включено в иной акт органа опеки и попечительства (например, в акт о назначении выплаты денежных средств в порядке п. 3 ст. 148 СК).
3. Новеллой Закона об опеке является то, что в нем впервые на уровне федерального законодательства определены порядок и сроки предоставления органом опеки и попечительства предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного. До этого момента указанные вопросы регулировались лишь нормативными правовыми актами отдельных субъектов Федерации или муниципальных образований <1>. Со вступлением в силу Закона об опеке такие акты утратили силу.
--------------------------------
<1> См., например: Постановление администрации г. Рязани от 20 ноября 2006 г. N 4184 "О порядке выдачи разреше-ний на сделки с имуществом несовершеннолетних, недееспособных и безвестно отсутствующих, а также на отчуждение жи-лых помещений, в которых проживают лица, находящиеся под опекой, разрешений на вступление в брак до достижения брачного возраста".

Первым этапом в этой процедуре является подача опекуном или попечителем заявления о предоставлении предвари-тельного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного. Опекун или попечитель должен указать в заявлении причины, по которым считает допустимым и целесообразным соверше-ние сделки или иного юридически значимого действия на определенных условиях. Закон об опеке не предусматривает обя-занность опекуна (попечителя) прилагать к заявлению какие бы то ни было документы, как не закрепляет и право органа опеки и попечительства такие документы потребовать.
Второй этап - рассмотрение заявления опекуна или попечителя, которое производится органом опеки и попечительст-ва в течение 15 календарных дней с момента подачи заявления. Рассмотрение должно завершиться выдачей опекуну (попе-чителю) либо испрашиваемого им заявления, либо отказа в выдаче разрешения.
Как и прежде, законодатель не дает прямого ответа на вопрос о том, может ли разрешение органа опеки и попечительства содержать в себе некоторые условия или оговорки, при соблюдении которых сделка (или иное юридически значимое действие) может быть совершена. Вместе с тем включение в содержание разрешения такого рода условий не противоречит законодательству и принципам института опеки и попечительства (ст. 5 Закона об опеке).
Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, а равно отказ в выдаче такого разрешения относятся к актам органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 8 Закона об опеке), которые всегда должны быть оформлены письменно и мо-гут быть оспорены в судебном порядке. Комментируемая статья устанавливает, что правом подачи заявления в суд обладают опекун или попечитель, иные заинтересованные лица, а также прокурор.
4. Еще одним нововведением Закона об опеке является то, что его положения в части порядка и сроков выдачи пред-варительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечно-го, распространяются также на выдачу органом опеки и попечительства согласия на отчуждение жилого помещения в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 292 ГК РФ. Указанная норма гражданского законодательства обязывает собственника жилого помещения обратиться в орган опеки и попечительства до отчуждения этого помещения, если в нем проживают члены семьи собственника, находящиеся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения. Указанное требование применяется при условии, что о перечисленных фактах органу опеки и попечительства стало известно и что отчуждение жилого помещения затрагивает права или охраняемые законом интересы указанных подопечных или несовершеннолетних. Иными словами, все процедурные правила, относящиеся к случаям выдачи разрешения на отчуждение имущества, принадлежащего подопечным, применяются и к случаям получения согласия на отчуждение жилья, в котором проживает, но не является собственником подопечный.
Кроме того, необходимо отметить, что процедурные нормы, касающиеся выдачи органами опеки и попечительства предварительных разрешений, распространяются также на случаи управления родителями (усыновителями) ребенка имуществом своих детей. В соответствии со ст. 60 СК РФ при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ). Аналогичную норму содержит п. 1 ст. 28 ГК РФ. Однако в связи с тем что ст. 37 ГК РФ в части регулирования порядка управления имуществом подопечных отсылает к Закону об опеке, следует применять к действиям родителей (усыновителей) с имуществом ребенка все правила ст. ст. 19, 20, 21 Закона об опеке.
5. Настоящим Законом впервые в законодательстве четко установлены последствия заключения договора опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. До введения в действие Закона об опеке существовала практика оспаривания сделок, совершенных опекунами и попечителями без такого разрешения или с наруше-нием его условий. Истцы ссылались на ст. 168 ГК РФ, указывая, что совершенная без надлежащего разрешения сделка ни-чтожна, как не соответствующая требованиям закона. Однако применение последствий недействительности таких сделок, как правило, было затруднено в связи с необходимостью учета прав и интересов добросовестных приобретателей отчужденного имущества подопечного.
Теперь в Законе об опеке закреплено специальное последствие несоблюдения требований органа опеки и попечитель-ства. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи при обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени по-допечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исклю-чением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного. Требование о расторжении договора существенным образом отличается от требования о признании договора недействительным. В соответствии со ст. 450 ГК РФ договор может быть расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон (от имени стороны в этом случае выступает орган опеки и попечительства) в случаях, предусмотренных ГК РФ и другими законами. Закон об опеке такой случай предусматривает.
Общее последствие расторжения гражданско-правовых договоров состоит в том, что стороны не вправе требовать возвращение исполненного ими по обязательству до момента расторжения договора. Однако иное может быть установлено законом (см. п. 4 ст. 453 ГК). Закон об опеке установил специальное последствие. При расторжении такого договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению сторонам опекуном или попечителем.
Так, например, если опекун допустил отчуждение принадлежащего подопечному транспортного средства без предва-рительного разрешения органа опеки и попечительства, то последний, узнав об этом факте, может обратиться в суд с иском о расторжении договора и возврате имущества. При этом обращение в суд необязательно, если, например, вырученная от сделки сумма адекватна рыночной цене имущества, а, кроме того, она израсходована в интересах подопечного или зачислена на его банковский счет. Если же, напротив, сделка совершена не к выгоде подопечного, то орган опеки и попечительства обращается с иском в суд, выступая от имени подопечного. Для заявления такого требования существует общий срок исковой давности - три года (ст. 196 ГК). В случае удовлетворения иска о расторжении договора отчужденное имущество подлежит возврату подопечному, а убытки покупателя, выразившиеся в утрате им уплаченной суммы, могут быть взысканы исключительно с опекуна. Разница в цене имущества до его отчуждения и на момент возврата подопечному представляет собой убытки, возмещение которых причитается подопечному. Взыскиваются эти убытки также с опекуна.