Семейный кодекс РФ (СК РФ) с комментариями к статьям

Статья 31. Равенство супругов в семье

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

<Статья 30 | Статья 31 | Статья 32>

Научно-практический комментарий:

1. Глава 6 СК РФ посвящена личным неимущественным, т.е. исключительным и не отчуждаемым от рождения правам и обязанностям супругов, определяющим основы их взаимоотношений в семье. Эти взаимоотношения строятся с учетом того, что в осуществлении некоторых прав каждый из супругов полностью автономен и вправе самостоятельно, без какого-либо воздействия со стороны выбирать себе, к примеру, занятие, профессию, род деятельности, руководствуясь при этом исключительно собственным желанием, способностями, призванием и т.д. В то же время многие вопросы совместной жизни должны решаться супругами сообща, и в первую очередь с учетом интересов семьи в целом.
Перечисленные в комментируемой статье личные неимущественные права супругов в юридической литературе отно-сят к правам, обеспечивающим социальное существование супругов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Красавчикова Л.О. Понятие и система личных неимущественных прав граждан (физических лиц) в граждан-ском праве Российской Федерации. Екатеринбург, 1994. С. 137.

Необходимость правовой регламентации неимущественных прав супругов в Семейном кодексе обусловлена их содер-жательной ценностью, поскольку они остаются лишь в плоскости морали и не имеют "статус" правовых, у субъекта этого отношения отсутствует возможность прибегнуть к правовым способам защиты нарушенного права и применить к нарушите-лю принудительные меры воздействия, установленные в санкциях брачно-семейных норм <1>.
--------------------------------
<1> См.: Семейное право / Под ред. С.Н. Бондова. М.: Закон и право, 2002. С. 59.

Свобода каждого из супругов в выборе занятий, профессии и рода деятельности, закрепленная ст. 31 СК РФ, напря-мую связана с аналогичным конституционным принципом: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию" (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ), а также принципом равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ). С учетом этого любой из супругов может либо работать по найму, либо быть предпринимателем, либо вообще не заниматься какой-либо трудовой деятельностью.
Поскольку в соответствии со ст. 27 Конституции РФ "каждый, кто законно находится на территории Российской Фе-дерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства", каждому из супругов принадле-жит соответствующее право свободного выбора места жительства и места пребывания, понятия которых содержатся в Зако-не РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребы-вания и жительства в пределах Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 31. Ст. 1227.

Для отношений семейно-правового характера это означает, что супруги, состоящие в зарегистрированном браке, не обязательно должны проживать совместно, и в случае смены постоянного места жительства или временного места пребыва-ния одним из супругов второй супруг не обязан следовать за ним.
Вместе с тем, безусловно, интересам прочной семьи и интересам детей в большей степени отвечает принцип совмест-ного проживания супругов, поощряемый государством. В связи с этим некоторые законодательные акты предоставляют дополнительные материальные льготы именно семьям, а не отдельным ее членам. Например, Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 533 "О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность" (в редакции Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 999) семьям, заключившим договор о переселении в сельскую местность, предоставлено право на получение отдельного жилого дома (квартиры) с надворными постройками и приусадебным участком; на получение за счет средств федерального бюджета единовременного денежного пособия и др. <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 607.

Следует также учитывать, что согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ по месту жительства родителей определяется место житель-ства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, а совместное проживание их именно с обоими родителями, а не с одним из них является более предпочтительным.
При раздельном проживании родителей место жительства детей устанавливается соглашением родителей. Если такое соглашение отсутствует, спор между родителями разрешается в судебном порядке исходя из интересов детей и с учетом их мнения (подробнее см. п. 3 ст. 65 СК и комментарий к ней).
2. Наиболее важные вопросы жизни семьи должны решаться супругами совместно, что предполагает обязательный учет мнения каждого из них. Очень важно стремиться к тому, чтобы желания, воля одного из супругов не навязывались дру-гому супругу, а каждое совместно принятое решение представляло собой разумный компромисс. К числу таких важных во-просов семейной жизни, требующих общего решения супругов, СК РФ относит в первую очередь вопросы материнства и отцовства, хотя, например, Основы законодательства об охране здоровья граждан (ст. 36) отдают приоритет в решении этого вопроса женщине, указывая, что каждая женщина имеет право самостоятельно решать для себя эту проблему. Обеспечивается это право в том числе и рядом мер медицинского характера, включающих возможность искусственного прерывания беременности, искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона.
Защита материнства в нашей стране провозглашена на конституционном уровне (ст. 38 Конституции РФ) и осуществ-ляется путем принятия различных мер как экономического, так и правового характера.
Основные социальные выплаты семьям, имеющим детей, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с последующими изменениями и допол-нениями) и Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" <1>. Предусмотрены следующие виды пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребен-ком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка и др.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3628; 2007. N 1. Ст. 313.

Женщины-матери и беременные женщины имеют определенные льготы при приеме на работу и увольнении (ст. 64 ТК <1>), им гарантировано предоставление отпусков (по беременности и родам, по уходу за ребенком и др.) (ст. ст. 255 - 257 ТК). Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, преследуется в уголовном порядке (ст. 145 УК). Работающим женщинам-матерям и беременным женщинам может быть установлена неполная рабочая неделя или неполный рабочий день (ст. 93 ТК), имеется ряд ограничений при привлечении их к сверхурочным работам и направлении в командировки (ст. 259 ТК) и т.д. Многодет-ным семьям (имеющим трех и более детей), а также одиноким матерям, нуждавшимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., жилье должно предоставляться в пер-вую очередь. Ряд дополнительных льгот предоставлен многодетным семьям Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в редакции Указа Президента РФ от 25 февраля 2003 г. N 250).
--------------------------------
<1> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее - ТК РФ, ТК) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

Важнейшей задачей семьи является воспитание и образование детей, основы которых закладываются с детства.
Все вопросы, касающиеся воспитания детей, должны решаться родителями по взаимному согласию исходя из интере-сов детей и с учетом их мнения. При наличии разногласий родители или один из них вправе обратиться за разрешением спо-ра в органы опеки и попечительства или в суд (см. комментарии к ст. ст. 63 - 65 СК).
3. Отношения супругов в семье должны строиться на основе равенства, взаимоуважения, взаимопомощи, любви, забо-ты друг о друге и детях.
Закон требует от супругов оказания материальной поддержки друг другу, что выражается в соответствующих али-ментных обязательствах по взаимному содержанию (подробнее см. комментарии к ст. ст. 89 - 92 СК).
Родители обязаны заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Это предполагает необходимость заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка, его обучении и профессиональной подго-товке (см. комментарий к ст. 63 СК).
Уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми ведут к лишению родителей родительских прав (подробнее см. ст. 69 СК и комментарий к ней).


1. Комментируемая статья четко различает пособия, иные льготы и выплаты, право на которые принадлежит подопечному, а также пособия и льготы, право на которые принадлежит опекуну или попечителю.
Раздельность прав этих лиц на различные виды государственной поддержки проистекает из положения нормы, закре-пленной в ч. 1 ст. 17 комментируемого Закона, в соответствии с которой подопечные не имеют права собственности на иму-щество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.
Отвечая принципу раздельности имущества и имущественных прав подопечных и их опекунов (попечителей), ком-ментируемая статья устанавливает, что суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обес-печения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, уста-новленными Гражданским кодексом РФ и Законом об опеке. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспе-чения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.
2. Большинство видов государственной поддержки лиц, находящихся под опекой или попечительством, установлено федеральным законодательством.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содер-жание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном ч. 1 ст. 13 Закона об опеке.
Целый ряд социальных льгот и гарантий предоставляет находящимся под опекой (попечительством) детям Федераль-ный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, ос-тавшихся без попечения родителей":
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профес-сионального образования без взимания платы;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образова-тельных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутри-районном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту уче-бы;
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государ-ственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровле-ния, регулярных медицинских осмотров;
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачиваться проезд к месту лечения и обратно;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учрежде-нии социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
3. Лица, принявшие под опеку или попечительство недееспособных или не полностью дееспособных граждан, тоже обеспечиваются различными видами государственной поддержки. Надо признать, что по большей части эта поддержка предоставляется опекунам и попечителям несовершеннолетних.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предостав-ляет опекунам и попечителям право на:
- единовременное пособие в размере 8000 руб. при передаче ребенка на воспитание в семью (установлении опеки (по-печительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей);
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет в размере 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми;
- ежемесячное пособие на ребенка в размере, определяемом законами субъектов Федерации.
Право на получение вышеперечисленных пособий принадлежит также и патронатным родителям, которые заключили договоры о патронате с 1 сентября 2008 г. или переоформили ранее заключенные договоры.
4. Закон об опеке допускает, что законодательством субъектов Федерации могут быть предусмотрены до-полнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Такие дополнительные формы поддержки, устанавливаемые при наличии соответствующих бюджетных средств, способны более активно привлечь граждан к участию в деятельности по опеке и попечительству, вставать на учет кандидатов в опекуны и готовить себя к такой деятельности.

Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ