Семейный кодекс РФ (СК РФ) с комментариями к статьям

Статья 32. Право выбора супругами фамилии

1. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.

2. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.

<Статья 31 | Статья 32 | Статья 33>

Научно-практический комментарий:

1. Право выбора фамилии при заключении брака относится к числу личных неимущественных прав будущих супру-гов. Каждый из супругов свободен в выборе фамилии, которую он намеревается носить в браке, и только ему принадлежит право определения того, будет ли он именоваться своей добрачной фамилией либо фамилией другого супруга. Кроме того, в отличие от ранее действовавшего КоБС РСФСР СК РФ допускает возможность образования двойных фамилий супругов, т.е. образования общей фамилии путем присоединения к фамилии одного супруга фамилии другого супруга. Вместе с тем субъ-екты Российской Федерации (республики, округа, края и области, находящиеся в составе Российской Федерации, а также г. Москва и г. Санкт-Петербург) вправе принимать иные законодательные решения по этому вопросу, поскольку семейное за-конодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Общим запретом на соединение фамилий супругов является двойная добрачная фамилия одного из будущих супругов.
О своем желании именоваться той или иной фамилией будущие супруги должны указать в заявлении, подаваемом в органы загса. Присвоение супругам общей или двойной фамилии, а также сохранение каждым из них своей добрачной фа-милии констатируется непосредственно при регистрации брака.
Допускается изменение супругами фамилии после вступления в брак, но это происходит уже в порядке, установлен-ном Законом об актах гражданского состояния, согласно ст. 58 которого лицо, достигшее возраста 14 лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество. Перемена фамилии производится органом загса по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, и подлежит регистрации в органах загса.
Заявление о перемене фамилии должно быть рассмотрено органом загса в месячный срок со дня подачи заявления. При наличии уважительных причин этот срок может быть увеличен руководителем органа загса, но не более чем на два месяца.
Отказ в перемене фамилии, имени, отчества может быть обжалован в порядке, предусмотренном гражданским процес-суальным законодательством (см. комментарий к ст. 11 СК).
О перемене фамилии сообщается в орган внутренних дел по месту жительства заявителя в семидневный срок со дня ее государственной регистрации. За указанную регистрацию взимается государственная пошлина в размере однократного минимального размера оплаты труда.
2. Перемена фамилии лицом, состоящим в браке, не влечет за собой изменения фамилии другого супруга, поскольку иное нарушало бы принцип равенства супругов.
Вопросы имени (фамилии) супруга как гражданина регулируются также гражданским законодательством. Так, согласно п. 2 ст. 19 ГК РФ перемена гражданином имени (фамилии) не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем (фамилией).
Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени (фамилии) и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени (фамилии).
Гражданин, переменивший имя (фамилию), вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в до-кументы, оформленные на его прежнее имя (фамилию).
3. При расторжении брака вопрос о фамилии каждого из супругов также решается ими самостоятельно. Ни суд, ни бывший супруг не вправе отказать другому супругу в том, чтобы он именовался общей фамилией и после расторжения бра-ка. Право сохранить за собой общую фамилию, равно как и восстановить свою добрачную фамилию, принадлежит каждому из супругов и не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было условий.
Так же как и при регистрации брака, изменение общей фамилии одного из супругов на его добрачную фамилию про-изводится в момент регистрации развода и только по его желанию (в отношении недееспособного супруга - по желанию его опекуна).
Если осужденный супруг заявил, что он желает после расторжения брака именоваться добрачной фамилией, то после освобождения его из мест лишения свободы орган загса по месту его постоянного жительства при выдаче ему повторного свидетельства о расторжении брака или на основании имеющегося у него свидетельства должен поставить в паспорте штамп о расторжении брака и указать, что в связи с изменением фамилии паспорт подлежит обмену. Запись удостоверяется подписью заведующего отделом загса и печатью.
В случае признания брака недействительным лицам, которые состояли в браке, как правило, возвращаются их добрачные фамилии. В то же время Семейным кодексом РФ предусмотрена возможность сохранения добросовестным супругом, не знавшим о наличии препятствий к заключению брака, той фамилии, которая была избрана им при регистрации брака (см. п. 5 ст. 30 СК и комментарий к ней).

Глава 7. ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ


1. Как и подавляющее большинство иных федеральных законов, Закон об опеке не имеет обратной силы. Это означает, что по общему правилу он применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу, т.е. к случаям назначения опекунов, попечителей, приемных и патронатных родителей начиная с 1 сентября 2008 г.
В то же время большинство правоотношений по опеке и попечительству являются длящимися. Поэтому законодатель предусмотрел правило, в соответствии с которым к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона об опеке, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу. Это означает, что если опека была установлена до 1 сентября 2008 г., то эти отношения сохраняются, при этом на отношения с участием опе-куна, складывающиеся после введения в силу Закона, распространяется новый Закон.
Так, например, опека над ребенком была установлена 1 марта 2008 г. Опекун пожелал продать автомобиль, перешед-ший к ребенку в порядке наследования. Соответствующее заявление о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделки было подано им 2 сентября 2008 г. К этим новым правам и обязанностям, склады-вающимся по поводу поданного заявления, применяются нормы Закона об опеке, определяющие основания для выдачи раз-решения или отказа, а также порядок и сроки рассмотрения вопроса.
2. Специальные правила установил Закон об опеке в отношении ранее заключенных договоров о приемной семье, а также договоров о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Поскольку с 1 сентября 2008 г. и приемная, и патронатная семья является одним из видов опеки (попечительства) над детьми, такие договоры должны заключать не учре-ждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а органы опеки и попечительства. Кроме того, эти договоры уже больше не могут оформляться как трудовые, поскольку законодатель отнес их к договорам возмездного оказа-ния услуг.
Однако в связи с тем что ранее на территории многих субъектов Федерации уже были заключены договоры о патронате, а дети были переданы на воспитание в патронатные семьи, законодатель пошел навстречу сложившейся ситуации и закрепил правило о том, что такие договоры сохраняют свою силу.
Правда, необходимо признать, что такие договоры могут сохранять свою силу в части, не противоречащей законода-тельству. Тем не менее в подавляющем большинстве случаев договоры о патронатном воспитании противоречили законода-тельству до принятия Закона об опеке, противоречат они ему и сейчас.
Дело в том, что в соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ как в ранее действовавшей, так и в новой редакции выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести их учет и исходя из конкретных обстоятельств утраты детьми попечения родителей избирать формы их устройства могут исключительно органы опеки и попечительства. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается. Поэтому договоры о патронатном воспитании, заключенные не с органом опеки и попечительства, а с учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, противоречили законодательству еще до принятия Закона об опеке. К сожалению, основой для заключения таких договоров служили законы субъектов Федерации, не соответствующие приведенной норме Семейного кодекса РФ.
По вышеуказанной причине вводная норма ст. 32 Закона об опеке применима не ко всем договорам о патронатном воспитании, а лишь к тем, которые заключались патронатными воспитателями с органами опеки и попечительства.
Такие договоры заключались, например, в Астраханской области на основании областного закона "О патронате над несовершеннолетними", в соответствии с которым в заключении договора участвовали три стороны - орган опеки и попечи-тельства, учреждение и патронатный воспитатель. В части, не связанной с правами и обязанностями учреждения, предоставляющего патронат, указанные договоры сохраняют силу на основании ст. 32 Закона об опеке.
3. К сожалению, заключительные положения Закона об опеке не определяют срок, в течение которого Правительство РФ должно принять все предусмотренные данным Законом акты. В отсутствие этих актов деятельность органов опеки и по-печительства будет затруднена.
4. Необходимо также иметь в виду, что введение в действие Закона об опеке требует от субъектов Российской Феде-рации проведения полной ревизии законодательства, затрагивающего сферу опеки и попечительства. Необходимо не только зафиксировать систему органов государственной власти субъекта Федерации, наделенных полномочиями по опеке и попечительству, но и снять проблему противоречия регионального законодательства о формах устройства детей, ос-тавшихся без попечения родителей, новой редакции ст. 123 СК РФ.




ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К СЕМЕЙНОМУ КОДЕКСУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
"ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 марта 2010 года

Издание второе,
переработанное и дополненное

Под редакцией
П.В. КРАШЕНИННИКОВА

Авторы комментария

Андропов Вадим Владимирович, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - ст. ст. 156 - 160, 162 - 166 Семейного кодекса РФ.
Валеева Наталья Георгиевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Уральской государственной юридической академии - ст. ст. 121 - 123 Семейного кодекса РФ.
Гетман Елена Станиславовна, кандидат юридических наук, судья Верховного Суда Российской Федерации - ст. ст. 10 - 15, 31 - 32, 80 - 98 Семейного кодекса РФ.
Гонгало Бронислав Мичиславович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права Уральской государственной юридической академии, директор Уральского филиала Российской школы частного права - ст. ст. 1 - 2, 5 (в соавторстве с П.В. Крашенинниковым), 7 - 9, 40 - 44 (в соавторстве с П.В. Крашенинниковым), 99 - 105 Семей-ного кодекса РФ.
Крашенинников Павел Владимирович, председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации - вступ. статья, ст. ст. 3 - 4, 5 (в соавторстве с Б.М. Гонгало), 6, 27 - 30, 33 - 39, 40 - 44 (в соавторстве с Б.М. Гонгало), 45 - 46, 168, 169 Семейного кодекса РФ (в соавторстве с О.А. Рузаковой); ст. ст. 1, 2, 18 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".
Манылов Игорь Евгеньевич, кандидат юридических наук, заместитель Министра экономического развития Россий-ской Федерации - ст. ст. 21 - 26 Семейного кодекса РФ; ст. 9 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".
Миронов Илья Борисович, кандидат юридических наук, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству - ст. ст. 161, 167 Семейного кодекса РФ.
Михеева Лидия Юрьевна, доктор юридических наук, профессор, заместитель руководителя аппарата Комитета Госу-дарственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству - ст. ст. 124 - 155.3 Семейного кодекса РФ; ст. ст. 3 - 8, 10 - 16, 21 - 32 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".
Рузакова Ольга Александровна, кандидат юридических наук, доцент, главный советник аппарата Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству - статьи 16 - 20, 47 - 79, 106 - 120, 169 (в соавторстве с П.В. Крашенинниковым), 170 Семейного кодекса РФ; ст. ст. 17, 19, 20 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".