Семейный кодекс РФ (СК РФ) с комментариями к статьям

Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии

В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

<Статья 4 | Статья 5 | Статья 6>

Научно-практический комментарий:

1. Принимая законодательные акты, законодатель зачастую стремится урегулировать "все и вся". Однако, как извест-но, жизнь богаче любой теоретической конструкции. Кроме того, жизнь изменчива. Появляются отношения, которые правом не урегулированы. В таких случаях говорят, что существует пробел в праве (законодательстве), т.е. существуют отношения, входящие в предмет правового регулирования (семейного) законодательства, но оно (семейное законодательство) на этот счет (по поводу таких отношений) "хранит молчание", нет соответствующих норм и в гражданском законодательстве. В та-ких ситуациях участники отношений определяют свои права и обязанности соглашением. Обычно при этом констатируют, что совершена сделка (заключен договор, заключено соглашение), не предусмотренная законом, но ему не противоречащая.
Иногда стороны заключают известный закону договор (например, брачный договор) и включают в него условия, не предусмотренные законом (законодательством), но ему не противоречащие.
Регуляторами отношений являются законодательство и договор. Если нет ни того ни другого, то приходится прибегать к аналогии, о чем и говорится в комментируемой статье.
В КоБС РСФСР 1969 г. подобных норм не было, и это вполне объяснимо - то время не позволяло возникать отноше-ниям, нормативно неурегулированным.
2. Считается, что законодательство (в том числе семейное) применяется по аналогии в тех случаях, когда существует пробел в праве. Как представляется, аналогия закона и аналогия права требуются при наличии такого пробела, если соответствующие отношения не регулируются договором. Поэтому правильнее говорить не о пробелах в праве, но о пробелах в правовом регулировании.
3. Аналогия закона допустима при наличии следующих условий.
Во-первых, существуют семейные отношения, не урегулированные законодательством, т.е. отношения, входящие в предмет семейного законодательства (см. ст. ст. 2 и 3 СК и комментарии к ним), но правил, регламентирующих такие соци-альные связи, законодательство не содержит.
Во-вторых, такие отношения не регламентированы и соглашением сторон (которое не противоречит законодательст-ву).
В-третьих, существует закон или иной правовой акт, которым регулируются сходные отношения.
В-четвертых, применение указанного сходного закона (иного правового акта) к данному (не урегулированному зако-нодательством или договором) семейному отношению не противоречит существу такого отношения.
4. Аналогия права допустима, когда семейные отношения не урегулированы законодательством и (или) договором и нет закона (иного правового акта), регламентирующего сходные общественные отношения. Аналогия права означает опре-деление прав и обязанностей участников семейных отношений исходя из общих начал и смысла семейного законодательст-ва. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений (см. ст. 1 СК и комментарий к ней). Смысл семейного законодательства вряд ли можно определить одной фразой, он может быть обнару-жен лишь в результате анализа всех семейно-правовых норм.
5. При использовании аналогии права необходимо учитывать требования добросовестности, гуманности, разумности и справедливости. Эти оценочные категории позволяют учесть конкретные обстоятельства каждой конкретной ситуации.


1. Комментируемая статья определяет основные принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, фактически представляющие собой принципы законодательства об опеке и попечительстве.
Наиболее важным принципом законодательства об опеке и попечительстве является свободное (добровольное) испол-нение обязанностей опекуна или попечителя <1>. Добровольность опеки и попечительства напрямую следует из сущности этой формы социальной заботы о человеке, при которой правоотношение по опеке (попечительству) носит лично-доверительный характер. Ни возмездная, ни безвозмездная опека и попечительство не могут строиться на принуждении опе-куна или попечителя, поэтому законодатель прямо закрепляет как добровольность принятия опекунских обязанностей, так и возможность в любое время свободно отказаться от их исполнения.
--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.
Учебник "Гражданское право: В 2 т. Том I" (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно пуб-ликации - Волтерс Клувер, 2004 (издание второе, переработанное и дополненное).

<1> С.М. Корнеев отмечал, что отношения опеки и попечительства основаны на "принципе добровольности" (см.: Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. Т. I. С. 147).

Принцип добровольности теперь напрямую закреплен и в новой редакции п. 2 ст. 39 ГК РФ. До введения в действие Закона об опеке и попечительстве опекуны и попечители могли просить об освобождении их от исполнения своих обязанно-стей лишь при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонима-ния с подопечным и т.п.). В действующей редакции п. 2 ст. 39 ГК РФ ни о каких причинах отказа от опекунских обязанно-стей не упоминается.
2. Не менее значимым основным началом института опеки и попечительства является принцип подконтрольности дея-тельности по опеке и попечительству. Поскольку недееспособные и не полностью дееспособные граждане, как правило, са-ми не в состоянии оценить правомерность или целесообразность тех или иных действий опекунов (попечителей) либо не могут принять меры к защите своих интересов, контроль за деятельностью опекунов и попечителей является одним из важ-ных направлений работы органов опеки и попечительства.
Кроме того, контроль за деятельностью по опеке и попечительству, о котором идет речь в комментируемой статье, включает в себя также и процедуры надзора (контроля) за работой самих органов опеки и попечительства.
Принцип подконтрольности деятельности по опеке и попечительству отразился на содержании норм гл. 5 Закона об опеке, которая носит название "Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства" и включает в себя положения о порядке осуществления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, о порядке предоставления ими отчетов, о контроле за деятельностью органов опеки и попечительства, а также об ответственности в сфере опеки и попечи-тельства.
3. Важное значение имеет и принцип всемерного обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов подопеч-ных. Сам институт опеки и попечительства как одна из форм социальной заботы о личности предназначен для защиты прав и интересов граждан, поэтому все его нормы строятся с учетом этого основополагающего начала. Этому принципу подчинены положения об органах опеки и попечительства, их задачах и полномочиях, нормы, определяющие порядок назначения и отстранения опекунов и попечителей, осуществления ими своих прав и исполнении обязанностей и другие положения законодательства об опеке и попечительстве. Так, например, при назначении подопечному опекуна (попечителя) орган опеки и попечительства в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона об опеке вправе запретить опекуну (попечителю) совершать определенные действия (например, отчуждать определенное имущество подопечного или изменять его место жительства), а кроме того, вправе обязать опекуна (попечителя) совершать ряд действий (например, проводить регулярное медицинское обследование подопечного и т.п.). Такие требования органа опеки и попечительства могут быть продиктованы исключительно особыми интересами конкретного подопечного и необходимостью их учета при осуществлении опеки (попечительства).

Глава 2. ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, ИХ ЗАДАЧИ
И ПОЛНОМОЧИЯ