Семейный кодекс РФ (СК РФ) с комментариями к статьям

Статья 8. Защита семейных прав


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ в пункт 1 статьи 8 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции


1. Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.

2. Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями настоящего Кодекса.

<Статья 7 | Статья 8 | Статья 9>

Научно-практический комментарий:

1. Значение правил, включенных в комментируемую статью, не следует переоценивать. Она информирует нас о том, что, во-первых, прежде всего защита семейных прав осуществляется судом; во-вторых, такая защита осуществляется орга-нами государственной власти или органами опеки и попечительства, но только в случаях, предусмотренных СК РФ; в-третьих, способы защиты семейных прав указаны в комментируемом Кодексе (о судебной защите семейных прав см., на-пример, ст. ст. 18, 21 - 23, 27, 38, 39, 43, 44, 49 СК и др.; о защите семейных прав государственными органами см., например, ст. ст. 26, 79, 122, 123, 126 СК и т.д.; о полномочиях прокурора в сфере защиты семейных прав см., например, ст. ст. 28, 70, 73, 102 СК и др.; о защите семейных прав органами опеки и попечительства см., в частности, ст. ст. 64, 65, 67, 68, 70, 71, 74 СК и др. <1>).
--------------------------------
<1> Более подробно см.: Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. С. 60 - 67.

Допускается также самозащита семейных прав. Возможна самозащита не только семейных прав, но и охраняемых за-коном интересов. К самозащите прибегают при наличии правонарушения или реальной угрозы такого нарушения. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
2. В СК РФ отсутствуют общие положения о способах защиты семейных прав. Обычно способы защиты характеризу-ются примерно так же, как способы защиты гражданских прав. Например, Л.М. Пчелинцева выделяет такие способы, как:
а) признание права (п. п. 4, 5 ст. 30, ст. ст. 38, 39, 48 - 50, 66, 67 СК и др.);
б) восстановление нарушенного права (ст. ст. 26, 30, 44, 52, 72, 76 СК и др.);
в) прекращение (пресечение) тех или иных действий, нарушающих (ущемляющих право или создающих угрозу для его нарушения, в том числе путем лишения или ограничения прав одного лица в целях защиты прав другого лица (ст. ст. 65, 68 - 71, 73, 77 СК));
г) принуждение к исполнению обязанности (к уплате алиментов (ст. ст. 80, 85, 87, 89, 90, 93 - 97 СК), к возмещению материального или морального вреда (п. 4 ст. 30 СК), к уплате неустойки (п. 1 ст. 115 СК), к возмещению убытков (п. 2 ст. 115 СК));
д) прекращение или изменение правоотношений (ст. ст. 43, 101, 119, 120, 140 - 143, п. 2 ст. 152 СК);
е) иные способы, предусмотренные СК РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. С. 69. См. также: Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 3. С. 365 - 368.

Как правило, необходимой предпосылкой применения способов защиты семейных прав является виновное поведение лица. Однако в ряде случаев неблагоприятные последствия нарушения закона могут наступить и при отсутствии вины. Так, недействительность брака признается судом независимо от того, что вступившие в брак добросовестно заблуждались, считая предшествующий брак одного из них прекратившимся (например, по причине ошибочного извещения о гибели супруга) <1>. Необходимо различать меры защиты и меры ответственности в семейном праве <2>.
--------------------------------
<1> См.: Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. С. 59.
<2> По мнению М.В. Антокольской, такое разграничение имеет в семейном праве первостепенное значение (см.: Ан-токольская М.В. Семейное право. С. 105). Иногда данное подразделение признается "наиболее значимым" (см.: Граждан-ское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 3. С. 365).

Меры защиты применяются в случаях, когда нарушаются семейные права или охраняемые законом интересы при от-сутствии вины субъекта, нарушающего права и (или) интересы. Если же семейные права и (или) охраняемые законом инте-ресы нарушаются виновными действиями, то по отношению к правонарушителю применяются меры ответственности.


1. В комментируемой статье перечислены полномочия органов опеки и попечительства, непосредственно связанные с опекой и попечительством как формами индивидуального устройства граждан, а также иные дополнительные полномочия.
В различных федеральных законах, а также в иных нормативных правовых актах и ранее, до принятия Закона об опе-ке, упоминался ряд полномочий органов опеки и попечительства, таких как:
- выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
- обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспо-собным или был ограничен в дееспособности;
- установление опеки или попечительства;
- осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
- освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
- выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
- заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со ст. 38 ГК РФ;
- выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со ст. 36 ГК РФ.
2. Вместе с тем Закон об опеке не только повторил вслед за ранее принятыми нормативными правовыми актами ос-новные полномочия органов опеки и попечительства, но и закрепил новые.
Так, впервые в настоящем Законе указывается, что орган опеки и попечительства должен представлять законные интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Подобная норма содержится в п. 2 ст. 64 СК РФ, однако относится исключительно к защите прав и интересов несовершеннолетних. Таким образом, в случаях осуществления опекуном недееспособного гражданина своих прав в противоречии с интересами подопечного, в том числе при бездействии опекуна или, напротив, при нарушении опекуном законодательства, орган опеки и попечительства обязан заместить опекуна и принять меры по защите прав и интересов подопечного.
Абсолютной новеллой является указание Закона об опеке на то, что органы опеки и попечительства обязаны зани-маться подбором, учетом и подготовкой граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах. Порядок осуществления указанного полномочия применительно к опеке (попечительству) над несовершеннолетни-ми определило Правительство РФ в Постановлении от 18 мая 2009 г. N 423. Напомним, что в соответствии со ст. 6 Закона об опеке часть этой деятельности - подбор и подготовку граждан - могут вести юридические лица (организации). Учет кандида-тов в опекуны <1> организации вести не могут.
--------------------------------
<1> Отметим, что Закон об опеке не использует термин "кандидат в опекуны". В настоящем комментарии этот термин используется как условный, обозначающий лицо, выразившее в той или иной форме желание стать опекуном или попечите-лем как конкретного подопечного, так и, возможно, любого из недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

Цель подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, состоит в фор-мировании у органов опеки и попечительства своеобразных "банков данных" о таких гражданах и обеспечении оперативной (своевременной) передачи недееспособных или не полностью дееспособных граждан под опеку и попечительство подготовленных кандидатов в опекуны. Подготовка кандидатов в опекуны должна состоять в предоставлении этим лицам информации о законодательстве об опеке и попечительстве, психологической помощи, а также сведений о порядке обеспечения подопечных лечением и уходом, исполнении обязанностей по защите их прав и интересов.
В соответствии с Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, орган опеки и попечительства через средства массовой информации должен информировать граждан, проживающих на территории субъекта Федерации, о возможности стать опекунами и вести прием таких граждан, фиксируя данные о них в журнале учета.
И наконец, одним из наиболее важных нововведений Закона об опеке в части полномочий органов опеки и попечи-тельства является норма о том, что на эти органы возлагается обязанность оказывать содействие опекунам и попечителям, а также проверять условия жизни подопечных, соблюдение опекунами и попечителями прав и законных интересов подопеч-ных, обеспечение сохранности их имущества.
Иными словами, Закон об опеке четко закрепляет обязанности органов опеки и попечительства не только по назначе-нию опекунов и попечителей, но и по дальнейшему "сопровождению" подопечного и опекуна (попечителя).
Так называемое сопровождение состоит прежде всего в оказании опекунам и попечителям помощи, содействия. По обращениям опекунов и попечителей орган опеки и попечительства обязан оказывать опекунам информационную и юриди-ческую поддержку, разъяснять им порядок получения различных видов пособий и льгот, обращаться от своего имени к орга-нам государственной власти и местного самоуправления в защиту прав и интересов опекунов (попечителей) и их подопеч-ных.
В ряде регионов в ходе работы по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, был накоплен опыт так называемого психолого-педагогического сопровождения опекунских (приемных, патронатных) се-мей, которое сводится к регулярной психологической поддержке и консультированию лиц, замещающих родителей, а также самих детей, переданных в такие семьи. Этот положительный опыт должен теперь распространиться на все виды опеки и попечительства как над детьми, так и над взрослыми, поскольку комментируемая статья возлагает на органы опеки и попе-чительства соответствующее полномочие по оказанию содействия опекунам и попечителям вне зависимости от категорий подопечных. Это полномочие должно осуществляться и в случаях установления опеки и попечительства по договору (ст. 14 Закона об опеке).
Кроме того, впервые очень четко в законодательстве закреплено положение о необходимости контроля со стороны органа опеки и попечительства за соблюдением опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечением сохранности их имущества, а также исполнением опекунами и попечителями индивидуальных требований, связанных с личностью подопечного (ч. 4 ст. 15 Закона об опеке).
Перечисленные виды контроля за опекунами и попечителями осуществляются в порядке и сроки, определяемые Пра-вительством РФ (ст. 24 Закона об опеке).
3. Помимо названных в комментируемой статье полномочий федеральными законами и законами субъектов Федера-ции могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства. Такие полномочия определены, напри-мер, п. 4 ст. 292, п. 4 ст. 1157, п. 2 ст. 1171 ГК РФ; ст. ст. 28, 48, 54, 56, 58, 59, 62, 64, 67, 70, 73, 75, 77 - 80 и целым рядом других статей СК РФ; ст. ст. 23, 28, 41 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", а также нормами иных федеральных законов.
4. В соответствии с общепринятым порядком деятельности органов государственной власти Закон об опеке устанав-ливает правило о том, что органы опеки и попечительства издают акты по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными ли-цами в судебном порядке.
Таким образом, любые решение, рекомендация, согласие или отказ в выдаче согласия должны быть оформлены орга-ном опеки и попечительства в письменном виде и облечены в форму индивидуального акта. Лица, считающие, что таким актом их права или интересы (либо права и интересы их подопечных) нарушены, вправе обратиться в суд с заявлением по правилам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправле-ния, должностного лица, государственного или муниципального служащего (гл. 25 ГПК РФ).